+38 (097) 842 08 34
ПН-ПТ с 9:00 до 17:00
RU
UA EN
Услуги
Консалтинг
Эффективные инструменты для повышения прибыльности
Бизнес-план и концепция
Проектирование
Строительство
Девелопмент
Сотрудничество в разработке девелоперских проектов
Управление отелем
Для владельцев всех видов гостиничных объектов
Покупка/продажа
Для владельцев гостиничных объектов
Маркетинг и бронирование
Для усиления продаж отеля
Check-up отеля
Компалексная диагностика для процветания вашего бизнеса
Направления
Инвестиции в Украине
От 10 000$ в прибыльную отельную недвижимость
Сеть отелей
Погружайся в магию путешествий вместе с Ribas Hotels
Инвестиции за границей
Гостиничный бизнес в Европе и Азии
Книга "Больше чем сервис
Книга, которая перевернёт ваше представление о сервисе
Дизайн отелей
Разработка интерьера отелей
Про нас Наши объекты Аналитика Блог Контакты
RU
UA EN
Блог Артура Лупашко

В какой ситуации оказался гостиничный бизнес во время войны

6 октября 2022
7 минут

Автор: Артур Лупашко, основатель сети отелей Ribas Hotels

Как изменилась ситуация на рынке с февраля и что ждет гостиничный бизнес в ближайшем будущем?

До большой войны с россией рынок украинской гостиничной недвижимости ежегодно рос минимум на 10-15%. В страну входили новые авиакомпании, в регионах значительно улучшалась инфраструктура, строились дороги. Все это побудило внутренний и въездной туризм быстро развиваться и мотивировало инвесторов вкладывать деньги в строительство гостиниц.

До и после: как война повлияла на гостиничную недвижимость

В 2021 году в весь западный регион Украины и, в частности, Буковель приезжали более 200 000 туристов с Аравийского полуострова. Для них наша страна стала альтернативой альпийским курортам – Австрии, Швейцарии, Италии. Девять из десяти опрошенных отдыхающих утверждали, что планируют вернуться в Украину еще раз.

На юге наблюдался прирост путешественников из Израиля, Турции и Балканов. Ежегодно количество иностранцев увеличивалось на 20-30%. Развитие туризма поднимало средний чек на услуги по размещению в среднем на 12-15% и делало гостиничный бизнес все более привлекательным для инвесторов.

По сравнению с любым другим видом недвижимости, как строительство или покупка бизнес-центров, складских помещений, доходность на метр квадратный именно гостиничных объектов всегда была выше минимум на 5-10%. За последнее десятилетие стоимость гостиничного бизнеса выросла на 110%. В Буковеле эта цифра достигает 150-180%, то есть недвижимость подорожала практически в три раза. В других регионах – Киеве, Одессе, Львове – в два. Те, кто построил гостиницы в начале 2000-х, уже окупили операционно и даже удвоили капитализацию своих объектов. Сегодня ситуация на рынке нестабильна, поэтому можем только следить за тенденциями и делать прогнозы.

На западе Украины продажи недвижимости, в частности, в проектах Berghouse, Skogur Home & Resort, Black&White Villas стартовали от $2500/м². Это на 5-10% выше, чем можно было рассчитывать в прошлом году. В проектах Ribas Invest цены тоже растут. Так, первые коттеджи Ribas Villas продавались за $2200/м², а последние объекты – за $2750/м². Стоимость гостиничного комплекса европейского уровня AMA Family Resort начиналась с ценника $2500/м², а завершиться должна суммой в $3500/м².

Если же говорить о востоке и юге, там, к сожалению, пока нет ни спроса, ни предложения, так что определить, какая цена будет рыночной, невозможно. В целом украинский гостиничный рынок работает максимум на 2-3% в денежной величине. На юге этот показатель составляет 3-5% от планового, в Киеве и области – 10-15%, на востоке из-за боевых действий бизнес вообще замер.

Отели будут оставаться интересными объектами для инвесторов

В условиях войны спрос на бизнес-центры и торговые объекты существенно снизился. Многие компании переехали в другой регион или закрылись, поэтому офисы теперь пустуют. Если говорить о складской недвижимости, по данным компании Colliers, именно в этом сегменте наблюдалась наибольшая активность инвесторов.

За последние 5 лет на рынке заключили более 10 инвестиционных сделок. Доходность была низкой – до 5%, но сегодня ситуация изменилась из-за значительных разрушений и постоянных обстрелов со стороны россии.

Арендные ставки продолжают расти, к концу их уровень достиг 9-летнего максимума – $6/м² без НДС (А класс). Можем предположить, что на такую ​​недвижимость будет временный спрос, однако через 2-3 года он закроется из-за большого количества предложений.

Сейчас есть смысл вкладываться в смарт-апартаменты, частично относящиеся к жилой недвижимости и частично – к гостиничной. На них будет запрос в регионах Украины с более стабильной ситуацией безопасности, поскольку люди перемещаются внутри страны и ищут новое жилье на 3-6 месяцев или до года.

В начале 2022 года мы открыли в Одессе апартаменты типа home+hotel. Клиент, бронирующий жилье на долгий или короткий срок, получает не только квартиру, но и доступ к коворкингу, кафе, тренажерному залу. Сейчас 60% номеров сдаем долгосрочно (от трех месяцев), 20% среднесрочно (на два-три месяца) и еще 20% краткосрочно (от нескольких дней до месяца). Это позволяет бизнес-проекту иметь привлекательную окупаемость на уровне 8-10% годовых.

Относительно внутреннего туризма, считаю, что он прочно закрепится на западе Украины, потому что даже после нашей победы Приазовье и Причерноморье будут определенное время закрыты из-за минирования акватории. Также популярны будут загородные гостиничные комплексы, куда можно доехать за два-три часа на машине.

Несмотря на полномасштабное вторжение россии в Украину, строительство гостиниц продолжается. Да, ни один из десяти проектов Ribas Hotels Group и наших партнеров не остановился. Сейчас мы продолжаем строить сразу три объекта в Ивано-Франковске и области, также строим во Львове и Одессе.

Конечно, ситуация на юге и востоке абсолютно противоположная. В Киеве большинство инвесторов взяли паузу и не берутся заканчивать начатое, если вложили менее 50% средств. Они ждут окончания боевых действий, чтобы понять новую конъюнктуру рынка и, возможно, сделать свой отель проще по уровню или, наоборот, дороже.

В будущем стоимость строительства будет только дорожать, как и цена метра квадратного на куплю/продажу. Увеличится и себестоимость, поскольку многие регионы Украины станут привлекательными для бизнеса по окончании войны. Подобное было с Хорватией и Черногорией, которые после Балканских войн стали одними из лучших международных курортов.

Продолжение авторской колонки читайте на сайте издания «Экономическая правда».

Подписывайтесь на наш блог, чтобы следить за гостиничным рынком Украины!

Поделиться
Свяжитесь с нами
Ошибка заполнения
Украина

Одесса, пр. Леси Украинки, 25
Киев, Майдан Независимости, 2
Львов, ул. Д. Данилишина, 6

+38 (097) 842-08-34

Польша

126, Marszalkowska Centre, Marszałkowska 134, 00-008 Warszawa

+447488817906

Бали

Jl. Raya Sanggingan No. 89, Ubud, Kedewatan, Kec. Gianyar, Kabupaten Gianyar, Bali 80571

+38 (098) 414-36-67

Великобритания

27 Old Gloucester Street, London, United Kingdom, WC1N 3AX

+447488817906