Управление

Инвестиции

Строительные нормы и правила, действующие в гостиничном бизнесе

9 минут, 22 июня 2020

При проектировании и строительстве объекта гостеприимства необходимо учитывать градостроительные нормы населенного пункта. Планировать возведение здания, придерживаясь всех необходимых государственных строительных норм (ГСН), легче всего, когда только подыскивается участок под строительство гостиницы.

На основе документа о государственных строительных нормах и официального дополнения к нему, опубликованного на сайте Министерства развития громад и территорий Украины, мы сформировали свод правил и норм, которые необходимо соблюдать при создании концепции, проектировании и строительстве гостиницы.

Итак, разобьем перечень нормативов по типу чек-листа с зонами ответственности: общие и планировочные требования, номерной фонд и логистика.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Требования к гостинице не ограничиваются высококлассным сервисом. Комфорт должен закладываться вместе с фундаментом.

В список общих норм входят:

  • водопровод (горячая и холодная вода);
  • канализация;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение (внимание, при определенной этажности здания);
  • вентиляция;
  • отопление (паровое и в отдельных случаях - воздушное).

Проектировщикам следует учитывать, что согласно примечанию к пункту 4.1 ГСН Украины, если высота здания отеля превышает 50 метров, то все коммуникации следует подводить по специальным нормам.

Лифты

Лифты в здании необходимо устанавливать, если высота объекта достигает 4 этажей и выше. Также необходимость лифтовых кабин вычисляют по такому принципу: расстояние от отметки пола последнего этажа гостиницы до линии отмостка составляет 9 метров и больше.

Размещать их следует в одной группе в вестибюльной зоне. Они не должны быть скоростными. Однако следует помнить, что время ожидания кабины не должно превышать 45 секунд.

— В отелях нашей сети устанавливаем лифты, даже если объект в три этажа, — комментирует генеральный директор управляющей компании Ribas Hotels Group Артур Лупашко. — Время ожидания кабины — 30 секунд. Это сделано для того, чтобы предоставить гостю отеля такой потребительский опыт, который впоследствие снова вернет его в этот отель.

Как минимум один лифт необходимо выделить для служебных нужд объекта. Он должен быть логистически связан с этажами, на которых обитают службы эксплуатации.

Отопление

Во всех строительно-климатических областях настоятельно рекомендуется устанавливать водяное отопление. В регионах, где средняя температура самой холодной в году пятидневки достигает минус 40°С, возможно разрешение на установку системы воздушного отопления, которое совмещается с приточной вентиляцией.

В Украине такие долгосрочные минусовые температуры не фиксируются. Поэтому такой вид отопления не пользуется популярностью даже в Буковеле, где бывают сильные морозы.

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Нормативы строительства гостиничного объекта зависят от многих факторов: является ли здание отдельным объектом или входит в состав многофункциональных зданий - многоквартирных домов, офисных центров, памятников архитектуры; объема номерного фонда и других исходных данных.

При разработке концепции гостиницы и дальнейшем проектировании и строительстве следует учитывать эксплуатационные и другие требования к гостинице.

Итак, в состав отелей могут входить различные группы помещений:

  • жилая (номерной фонд);
  • приемно-вестибюльная (рецепция и лобби);
  • зона питания (ресторан или лобби со шведской линией);
  • физкультурно-оздоровительная (спа, бассейны, массажные комнаты);
  • пристроенных предприятий (летние террасы, зоны барбекю);
  • служб эксплуатации и деловой деятельности (департаменты отеля и технические помещения).

Обязательными для отелей являются две группы помещений: жилая и приемно-вестибюльная.

Технологический прогресс внес свои коррективы, и в последние годы зона рецепции претерпела изменения, а в некоторых объектах и вовсе была ликвидирована или преобразована.

Отель Ribas один из первых в нашей сети и в городе в целом перешел на бесконтактное поселение гостей, — говорит Артур Лупашко. — Терминалы автоматического обслуживания полностью заменили администратора объекта и способствовали тому, что зона рецепции теперь является неким свободным пространством, которое гости могут использовать как коворкинг или зону отдыха.

связаться со специалистом компании

НОМЕРНОЙ ФОНД

Зона, в которой проживают гости, должна быть отделена от всех других зон (питания, рекреации, эксплуатации).

Часто отели расположены в зданиях с различным функционалом: жилых домах, развлекательных и бизнес-центрах и т.д. В этом случае объекты должны быть планировочно изолированы и обеспечены отдельными входами и выходами, а также коммуникациями и системой вентиляции.

Согласно государственным строительным нормам номера следует размещать в наиболее «тихих» секциях здания. А именно — подальше от кухни, детской площадки, летней террасы ресторана, строительной площадки и др. шумных мест.

Нередки случаи, когда хостелы или мини-отели размещали на цокольных этажах или в полуподвальных помещениях. Это не просто не соответствует нормам гостиницы, это является грубым нарушением ГСН Украины!

Согласно главному документу по строительству и проектированию, оборудование жилых помещений в подземных или подвальных помещениях запрещается.

ПОТОКИ

  • Гости не должны пересекаться с обслуживающим персоналом. И наоборот.
  • Гости не должны видеть, как разносятся блюда из ресторана.
  • Гости не должны иметь доступа в подсобные и складские помещения.
  • Путь гостя и путь горничной, ремонтника и любого другого члена команды отеля должны быть разграничены на всех уровнях: лестницы, лифты, подсобные помещения, комнаты отдыха.

Эти принципы давно являются must have в HoReCa. Однако далеко не каждый застройщик учитывает нормативы строительства объектов гостеприимства. Еще на этапе проектирования крайне важно путем планировочных решений изолировать персонал от гостей.

Согласно ДБН В.2.2-17 и ДСТУ 4269 в объектах временного размещения должны быть оборудованы номера для гостей с ограниченными возможностями. Причем не только номера, но и весь путь гостя, который передвигается на инвалидной коляске, должен быть максимально комфортным. Это подразумевает лифт с соответствующей площадью, ширина входных дверей, автоматическое открывание дверей в зону отдыха, питания и коворкинга, пандусы с углом наклона, не превышающим 1:12. В случае, если пандусы выше 45 см, их следует снабдить перилами.

ОБНОВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСТИНИЦАМ

С 1 апреля 2019 года вступило в силу Изменение №1 в ДБН В.2.2-20:2008 в документе «Государственные строительные нормы Украины» в части «Здания и сооружения: отели».

Что необходимо добавить отелям:

  • Инклюзивность. Строительство и проектирование объекта гостеприимства: отеля, пансионата, группы кемпингов, хостелов и др. теперь предполагает обязательное обустройство, как минимум, 10% номеров с таким уровнем универсальности, чтобы в них могли разместиться гости с ограниченными физическими возможностями. До вступления в силу этого изменения объекты размещения обязаны были иметь лишь один или два таких номера — то есть при номерном фонде от двадцати номеров цифра колебалась на уровне 1-2 процентов. Этот фактор следует учесть, когда вы будете подавать документы на разрешение на строительство гостиницы.
  • Усиленная пожарная безопасность. После ряда трагедий, произошедших в местах массового скопления и отдыха граждан, был усовершенствован комплекс мероприятий по повышению уровня контроля за безопасностью людей. Мы подготовили чек-лист по пожарной безопасности для отелей.
  • Сортировка мусора. Это условие в ряде европейских страну ужедавно прописано во всех уставных документах, касающихся отельно-ресторанной сферы.
  • Бесконтактные ключи от номера.

Что отменили

Теперь на территории или в здании гостиницы не обязательно размещать:

  • медпункты;
  • телефоны-автоматы;
  • жд и театральные кассы;
  • салоны по предоставлению парикмахерских услуг.

С полной и официальной версией изменений можно ознакомиться на сайте Минрегиона или щелкнув на эту ссылку.

Свяжитесь с нами!