Почему глэмпинг в Украине – это будущее туризма: тренды, вызовы и возможности

Глэмпинг (от англ. glamour camping) – это формат, который сочетает роскошь современных отелей с атмосферой природы и экологичностью традиционного кемпинга. За последние пять лет рынок глэмпингов в Украине претерпел впечатляющий рост. В 2021 году действовало около 35 глэмпингов, а к началу 2024 года их количество выросло около 60. Глобальные тренды экотуризма, высокий спрос на уникальные впечатления и доступность инвестиций создают значительный потенциал для дальнейшего развития этого формата.
Динамика рынка
Глэмпинг в Украине начал развиваться всего 5 лет назад, когда было сертифицировано производство легких конструкций. По данным исследования «Обзор рынка глэмпингов», проведенного Ribas Hotels Group, Ribas Invest и Pro-Consulting, в 2021 году рынок стремительно вырос, однако полномасштабная война в 2022 году привела к уничтожению или релокации не менее 8 глэмпингов. Но за последний год количество объектов выросло, а инвестиции в этот сегмент превысили $100 000 для отдельных проектов.
По мнению Андрея Родкина, CCO & co-founder Glamping UA, рынок глэмпингов в Украине сейчас демонстрирует экспоненциальный рост даже в условиях сложной геополитической ситуации. «После начала полномасштабного вторжения, несмотря на разрушительные последствия для некоторых проектов, ежегодный прирост объектов достигает 20%», – отмечает эксперт.
По его словам, такой рост объясняется несколькими важными факторами:
- Закрытые границы. Значительная часть украинцев до полномасштабного вторжения привыкли проводить отпуск за границей. Например, как сообщала на своей странице в социальной сети Facebook экс-глава Государственного агентства развития туризма Украины Марьяна Олеськив, в 2021 году, несмотря на все карантинные ограничения, украинцы совершили 14,7 млн путешествий за границу в качестве туристов. Зато в 2019 году, согласно опросу компании Picodi, 33% украинцев выбирали зарубежный отдых. Соответственно, создался спрос на качественные варианты размещения в Украине – и глэмпинг может его удовлетворить.
- Инвестиционная привлекательность и гибкость проектов. Предприниматели, которые ранее осторожно относились к долгосрочным инвестициям из-за рисков безопасности, обнаружили, что глэмпинги можно реализовать с небольшим стартовым капиталом и быстрой окупаемостью. Мобильные конструкции позволяют оперативно перенастраивать локацию, что является важным преимуществом в условиях неопределенности.
- Спрос на новизну и уникальные впечатления. Современный турист ищет не просто место для ночлега, а неповторимый опыт, который может предложить как комфортный отдых на природе, так и возможность получить эмоциональное восстановление. Новизна формата, а также его «инстаграмность» делают глэмпинг популярным среди разных слоев населения.
Инвестиционный специалист компании Mandra, Анастасия Цветкова, подчеркивает, что в ближайшие годы глэмпинг станет популярнее среди туристов, а инвесторы будут рассматривать этот формат как перспективный гостиничный бизнес. Украина имеет все предпосылки для развития глэмпинг-туризма: живописные природные локации, доступные инвестиции и растущий интерес к экологическому отдыху.

На фото: глэмпинг Mandra Hills (c. Речка, Закарпатская область).
Влияние войны на рынок глэмпингов
До полномасштабной войны глэмпинги активно развивались в разных регионах Украины, включая побережье Черного моря, локации на Днепре и востоке страны. Сейчас туристический спрос сместился на более безопасные западные и центральные области, такие как Карпаты, Закарпатье, Львовщина, Ивано-Франковщина.
По словам Анастасии Цветковой, в сети Mandra до 24 февраля 2022 года работали глэмпинги Mandra Zatoka (Одесская обл.), Mandra Kaniv (Черкасская обл.) и Mandra Сhateau Trubetskoy (Херсонская обл.). Из-за полномасштабной войны временно закрылись комплексы в Одесской и Херсонской областях. Последний был разрушен в результате военных действий.
Андрей Родкин также отметил, что война остановила много инвестиционных проектов и замедлила стремительный рост отрасли, который наблюдался с 2021 года. В первые месяцы полномасштабного вторжения многие глэмпинги получили повреждения или были разрушены до основания. В частности, объект «Козы и матросы» от сети «Черноморка», вынужден был переехать в Молдову, а глэмпинг в Добропарке (Киевская область) был разрушен во время пребывания захватчиков под столицей и возобновил свою деятельность уже в 2024 году под брендом Prozori.
«Однако, несмотря на разрушительные последствия, восстановление отрасли уже началось. Увеличение спроса на внутренний туризм и стремление к новизне вызвали рост количества городков почти в 2,5 раза», – отмечает эксперт.
Важным фактором, повлиявшим на восстановление рынка, стало желание украинцев отдохнуть от воздушных тревог и ракетных обстрелов. Поэтому, с 2023 года, предприниматели возобновили открытие новых глэмпингов в Украине. В том числе во время войны и в сети Mandra запустили глэмпинги Mandra Hills в Закарпатской области посреди гор на высоте 900 м и Mandra Lavandiia в Одесской области на берегу Хаджибейского лимана.

На фото: глэмпинг Mandra Hills (c. Речка, Закарпатская область).
Главные вызовы, которые пришлось преодолевать владельцам с 2022 года, связанные с подбором персонала для работы в комплексе. Это обусловлено массовой миграцией украинцев за границу после начала полномасштабной войны. Однако, по мнению Анастасии Цветковой, эту проблему можно решить, если начать поиск сотрудников за 2-3 месяца до запуска.
Кроме того, теперь в финансовой модели обязательно включают закупку генератора, обеспечивающего бесперебойную работу глэмпинговых комплексов в течение всего года, даже в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с отключением света.
Где выгодно строить глэмпинги?
Географическое разнообразие Украины создает большие возможности для развития глэмпинг-проектов, однако сейчас факторы безопасности имеют решающее значение. По мнению Андрея Родкина, огромный потенциал имеет Подолье, а также Одесская и Николаевская области, и часть Херсонской области. Это не только из-за удивительных природных локаций, которыми богаты эти места, но и благодаря очень низкой конкуренции, ведь количество глэмпингов здесь небольшое, и открытие новых проектов практически «обречено на успех» при продуманном планировании.
Полесье было бы очень перспективным, однако, по его словам, близость к границам с Россией и Беларусью делает практически невозможным открытие здесь туристических проектов.
Зато Анастасия Цветкова отмечает, что самые перспективные регионы для развития глэмпингов – это Карпаты, Львовская и Киевская области. Она добавляет, что есть также перспективные, но еще не полностью раскрытые территории, в частности:
- Тернопольщина (Днестровский каньон, пещеры, замки),
- Винницкая область (река Южный Буг, Ладыжинское водохранилище),
- Волынь (Шацкие озера, лесные массивы),
- Хмельницкая область (район Бакота вдоль берега Днестра).
Стоит заметить, что, согласно исследованию «Обзор рынка глэмпингов», близость к воде и живописные виды повышают привлекательность таких мест и могут увеличить средний чек на 20-30%.

На фото: глэмпинг Mandra Lavandiia (c. Протопоповка, Одесская область).
Чем украинские проекты отличаются от европейских?
Европейский рынок глэмпингов имеет десятилетний опыт развития, что обеспечивает высокий уровень стандартизации, государственную поддержку и масштабные инвестиции, в отличие от относительно нового рынка в Украине, который не имеет вышеупомянутых преимуществ.
«Рынок глэмпинга в Европе появился значительно раньше, чем в Украине, и развивался на основе кемпинга, формируясь из уже устоявшейся отрасли с устойчивым спросом», – отмечает Андрей Родкин. Он также добавляет, что одним из важных факторов развития рынка стали правительственные инициативы, которые поддерживают глэмпинг по всей Европе.
По данным Grand View Research, в 2024 году объем европейского рынка глэмпинга составил $1280,5 миллиона, с прогнозируемым ростом на 8,5% к 2030 году. Однако, как рассказал эксперт: «По опыту наших дистрибьюторов во Франции мы видим тенденцию к росту конкуренции, что побуждает глемперьеров к постоянному поиску уникальных предложений, инвестиций в роскошные варианты размещения и внедрения технологических инноваций».
Но Украина имеет значительные конкурентные преимущества, которые позволяют конкурировать с европейскими проектами. «Например, ночь в качественном глэмпинге во Франции стоит 100-250 евро, тогда как в Украине можно получить аналогичный уровень сервиса за 50-120 евро», – добавляет Анастасия Цветкова.
В то же время эксперт указывает на ключевые проблемы украинского рынка:
- Отсутствие законодательной базы для официального признания глэмпинга как отдельного вида туризма.
- Низкий уровень стандартизации – отсутствие единых требований к сервису, расположению и качеству услуг.
- Недостаточные инвестиции – мало крупных игроков и международных инвесторов в сегменте.
- Ограниченная осведомленность населения, поскольку глэмпинг пока не стал массовым трендом среди украинских туристов.
По мнению Андрея Родкина, украинский рынок глэмпингов развивается по другому сценарию: «Наш рынок значительно менее насыщен, спрос превышает предложение, поэтому конкуренция низкая, а рост будет происходить значительно более быстрыми темпами». Он отмечает, что сейчас Украина может конкурировать на рынке в вопросах сервиса и природной красоты.
«Природа Украины имеет удивительный потенциал для эмоционального восстановления и уединения», – заключает эксперт, однако добавляет, что главным слабым местом является отсутствие нормативной и законодательной базы, что является серьезным барьером для развития.
Динамика ценообразования
Ценообразование в глэмпинг-индустрии стабильно растет в последние годы. Как отмечают эксперты, одним из основных факторов этого роста является инфляция, повышение налогов и рост стоимости строительных материалов.
По данным исследования «Обзор рынка глэмпингов», сейчас средняя стоимость отдыха в глэмпингах Украины варьируется от 2500 до 4500 грн в сутки.
Анастасия Цветкова подчеркивает, что в течение 2022-2025 годов рынок глэмпингов претерпел значительные изменения под влиянием экономической нестабильности, в частности колебаний валютных курсов и роста стоимости строительных материалов. Эксперт отмечает, что в западных областях наблюдается повышение цен из-за роста спроса и операционных расходов, тогда как в восточных регионах цены могли снижаться или услуги временно не предоставлялись из-за опасности.
По прогнозам Андрея Родкина, новизна впечатлений, которую предлагает глэмпинг, готовность туристов платить за уникальный отдых, а также спрос, превышающий предложение, будут вызывать дальнейший рост цен на отдых в глэмпинге – до насыщения рынка.

На фото: глэмпинг Mandra Zatoka (с. Затока, Одесская область).
Перспективы развития
По мнению экспертов, украинский рынок глэмпингов имеет значительный потенциал для роста в ближайшие 2-3 года, несмотря на вызовы. В исследовании рынка «Обзор рынка глэмпингов» прогнозируется, что к 2027 году количество глэмпинг-локаций в Украине может достичь 70-80, что отражает значительный рост популярности этого вида отдыха. И украинский рынок глэмпингов может достичь оценки $5-10 миллионов к концу 2027 года, со средним ростом на 20-25% ежегодно.
В ближайшие годы глэмпинги в Украине будут не только ориентированы на внутренних туристов, но и на международных посетителей, особенно из Европы. Так, к 2027 году ожидается увеличение международных туристических потоков за счет развития большего количества международных глэмпинг-сетей, которые будут способствовать привлечению иностранных инвестиций и созданию новых возможностей для развития.
Развитие формата наблюдается и на международном рынке. Например, по данным бизнес-консалтинговой компании Grand View Research, мировой рынок глэмпингов в 2025 году вырастет на 12,5%, достигнув объема $4,8 миллиарда.
Андрей Родкин отмечает, что первым направлением развития глэмпингов в Украине станет стандартизация. «Уже сегодня в Украине успешно работают сети глэмпингов с отработанными системами управления и уникальными концепциями», – говорит он.
Эксперт также выделяет развитие кастомных проектов и семейных глэмпингов с ограниченным количеством вариантов размещения, а также появление новых бизнес-моделей, ориентированных на организацию спортивных кемпов или корпоративного отдыха. Важной составляющей этого процесса является развитие инфраструктуры.
По мнению Анастасии Цветковой, экологические концепции и автономные гостиничные решения, а также интеграция глэмпинга с гастрономическим, активным, лечебно-оздоровительным и культурным туризмом помогут расширить сегмент.
По мнению эксперта, существенным катализатором развития отрасли станет и международное сотрудничество. Получение европейских грантов, привлечение иностранных инвестиций и обмен опытом с международными партнерами будут способствовать созданию новых высококачественных локаций, соответствующих мировым стандартам. Туристы, которые ищут безопасный, комфортный и уникальный отдых, смогут найти соответствующие предложения в западных и центральных регионах Украины, что создает предпосылки для масштабного развития рынка.
Желаете более детально узнать аналитику рынка глэмпингов? Ознакомьтесь с исследованием по ссылке.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы следить за новостями рынка гостеприимства!