Как основатель и CEO Ribas Hotels Group, которой вы управляете, успешно управляете гостиницами в Украине, а также автор книги «Больше, чем сервис». Сейчас под вашим руководством работает 28 объектов. Первый вопрос: вам было 24 года, когда вы начали свой бизнес, как возникла идея попробовать себя в гостиничной сфере?

Идея пришла случайно, но буду откровенным: меня вдохновила книга Изодора Шарпа «Four Seasons». Когда я прочел ее, понял, что можно построить всемирную сеть отелей без собственных инвестиций. Поэтому когда я начинал, у меня не было денег – всего 500 долларов на аренду ужасного офиса и первых двух работников, которые занимались именно бронированием и продвижением отелей.

Я начинал с того, что принимал их в комплексное бронирование-продвижение. Затем предлагал улучшить сервис и таким образом начал управлять гостиницами в Одесской области. 2014 год был переломным, ведь гостей было очень мало из-за войны. Владельцы гостиниц не понимали, почему не работают методы, которые работали до 2014 года.

Это, как любой кризис, стало окном возможностей для меня. Начал развивать управляющую компанию с целью построить такую же всемирную сеть, как когда-то сделал Изадор Шарп или Хорст Шульце из Ritz-Carlton. Моя цель – построить украинскую всемирную сеть Ribas Hotels Group, которая будет родом из Украины. Все в мире будут знать, что Ribas – это классная четырехзвездная сеть гостиниц на курортах и в городах, родившаяся в Украине и ставшая международной. Кстати, первые проекты уже реализованы в Индонезии, Италии, Армении, Польше — и это произошло во время войны.

Если я не ошибаюсь, то в вашем управлении также отель Radisson в Одессе, в Киеве, их два, Park Inn в Киеве и еще один в Radisson Буковеле. А почему Вы выбрали именно Radisson?

Для нас это кейс, когда мы говорим, что вы живете в Radisson в Одессе и вам нравится сервис. Вам нравится все, что происходит в этом отеле, вам нравятся завтраки, а управляет этим Ribas. Наш уровень менеджмента не хуже уровня любой другой всемирной сети. Мы можем управлять так же качественно, или даже еще лучше, чем кто-либо в мире. Но для того, чтобы это на практике можно было доказать, не только словами, мы начали управлять первой гостиницей всемирно известного бренда Radisson.

Таким образом, Ribas Hotels Group выступает как third-party management company. Есть бренд Radisson, есть владелец отеля, и есть Ribas как локальная управляющая компания. Сейчас мы ведем переговоры по поводу управления Radisson в Пхукете, Таиланде, и отелем Best Western в Турции, которые строят украинские застройщики. Они хотят купить бренд, потому что понимают, что это влияет на доходность. Бренд генерирует больше дохода во всемирном контексте. Однако лучше, чтобы управляла такая компания, как наша, потому что она более гибкая, быстрая и инновационная. И, как вы знаете, как случилось с Дией в Украине, некоторые вещи, которые мы пропустили, мы быстро перепрыгнули и сделали что-то более инновационное, чего нет в мире. Я пытаюсь сделать то же самое в своей компании. Многое я пропустил, что есть во всемирных сетях, но я хочу выйти сразу на более инновационное решение по менеджменту, обслуживанию и таким образом обогнать всемирные сети.

Вы говорили в начале, что начинали бизнес без денег и как сейчас удается привлекать средства для строительства и инвестиций в бизнес?

Это многоуровневый вопрос, и ответ на него должен быть глубоким. Во-первых, люди доверяют людям, поэтому это вопросы личной деловой репутации, вопросы личностных качеств, которые партнеры, застройщики и инвесторы видят во мне. Это вопрос ответственности; я являюсь послом того, что всегда должна быть личная ответственность за все. У меня никогда не может быть вины страны, обстоятельств, чего бы то ни было; есть только я и моя ответственность за все свои действия, за мою команду, за мой город, за мои проекты.

Во-вторых, это human capital, потому что я без своей команды никто и ничто. Собирая мощную команду и усиливая ее с каждым годом, мы видим, что инвесторы все больше доверяют нам. Они видят, что в Ribas работают лучшие специалисты, и что Ribas заботится о своих командах – это безопасность для них, прогнозируемость, стабильность и развитие.

Часто слышу от инвесторов, что они видят в нас сравнение с биткоином 10 лет назад, и они считают, что сейчас нужно инвестировать в нас, поскольку мы точно будем расти.

Вы также отметили, что ваша карьера началась в 2014 году. С этого времени вы успешно реализовали несколько проектов, некоторые из которых были удачными в 2022 году, и сейчас продолжаете свое развитие. Вы выразили мнение, что кризис – это возможности. Верите ли вы в это лично, или это просто то, что обще считается вами или другими верным в современном бизнесе?

Мой пример – это очень яркий случай этого. Мы начали заниматься этим бизнесом активно во время начала войны в 2014 году. До этого у меня были пробы пера, но в 2014 году мы стали компанией. В 2020-2021 годах произошла пандемия, и для нас это стало первым квантовым скачком. Было открытие новых отелей, ставших для нас флагманами и сделавших нас более известными. Также состоялось открытие направления девелопмента, что привело ко многим пиарным историям.

Сейчас во время войны именно девелоперский кластер стал для нас еще одним плацдармом для быстрого развития. За последние два года мы запустили 15 девелоперских проектов, образовав партнерство со строительными компаниями и девелоперами, строящими кондо-отели. Мы активно участвуем в создании этих продуктов. Но почему во время войны это стало актуальным?

Во-первых, есть перераспределение рынка девелопмента и такие отели строятся преимущественно в западном регионе. Инвесторы уже не доверяют коммерческой и жилой недвижимости, поэтому активно покупают номера, апартаменты и коттеджи в управляемых комплексах. Продажи стремительно растут, и, следовательно, кризис снова стал для нас окном возможностей. Мы видим эти окна, понимаем, что происходит, и пытаемся определить, как я могу быть полезным в новой экономической модели и новом контексте. Мы максимально отдадим то, что можем предлагать рынку, и нам удается создавать что-нибудь новое. Я своим примером утверждаю, что каждый кризис следует рассматривать как возможность для перераспределения рынка и открытия новых горизонтов для новых игроков или нового квантового скачка.

Вы выразили это очень хорошо. Поскольку те, кто будет просматривать наше интервью, скорее всего, не будут крупными бизнесменами, но будут состоять преимущественно из средних и малых предпринимателей. По моим наблюдениям, многие просто хотят подождать, наблюдать и только после этого начать свой путь.

Это огромное заблуждение, и с бизнесовой точки зрения это серьезное осложнение. С профессиональной точки зрения вы теряете тонус. Перечислением чего-либо теряется тонус предпринимателя, его энергия и мотивация. Потому никогда нельзя останавливаться предпринимателям. Во-вторых, это то, о чем я уже говорил, по поводу окна возможностей. Следует очень внимательно следить за контекстом, посещать форумы, просматривать интервью, читать деловую литературу и деловые СМИ, чтобы понимать, что происходит, куда все движется, и какое мое место в этом будущем и настоящем.

Что касается ваших международных проектов, вы отметили, что во всех зарубежных инициативах вы экспортируете свой опыт. Например, вы упоминали о Таиланде, где условия отличаются от тех, что в Польше или Румынии. Почему именно вас выбирают в качестве управляющей компании? Они, очевидно, считают, что ваш опыт превалирует перед другими.

Есть несколько факторов, которые следует учитывать. Во-первых, украинские сервисы и менеджмент признаны на высоком уровне. Ранее у наших соотечественников существовал комплекс неполноценности, но опыт, который мы получили, работая с другими компаниями, свидетельствует о том, что украинский менеджмент и сервис значительно превосходят многие другие страны мира, более развитые, чем Украина. Мы как лидеры рынка в Украине сочетаем уникальную комбинацию качеств: талантливость, трудолюбие, системность и сервисное направление. Ribas является лидером украинского рынка, и, по моему мнению, покупка нашей компании сегодня является выгодной инвестицией для застройщика. Он может договориться о наиболее гибких условиях, понимая, что мы можем выйти за пределы рынка Украины. Для него мы, как украинцы, девелоперы инвесторы, становимся своеобразной историей о том, как украинец помогает украинцу на международном рынке. Это может стать брендом, Radisson или Ribas, но независимо от этого украинцы экспортируют свои знания, привлекают местных украинцев, передают свою ДНК компании. Относительно отправки работников на международные проекты, эта задача для меня трудна, но они передают свою ДНК, знания, опыт и понимание того, как эффективно управлять компанией на Бали, Италии или Таиланде. Это необходимо для обеспечения эффективности отеля, высокого уровня сервиса и достижения наших бизнес-целей, в частности движения в направлении smart sustainable city. Таким образом, мы экспортируем наш подход к экологии в бизнесе и реализуемые в Украине социальные проекты на международные рынки.

Эта книга, которую Вы написали о сервисе, для кого она, кому ее, по вашему мнению, следует прочитать и изучить?

Она для всех на самом деле. Люди, даже не занимающиеся бизнесом, читая кейсы от разных предпринимателей (в книге представлены 20 предпринимателей не только из гостинично-ресторанной сферы, но и из других отраслей, таких как архитектура, кино, одежда), смогут понять, что сервис может быть не только сервисом, но и стилем жизни.

Почему я взял разных предпринимателей, даже таких как Новая Почта и Дия? Потому что моя цель состоит в том, чтобы показать отношение к сервису как к пути и стилю жизни. Сервис должен быть не только частью обслуживания, но и повседневной составляющей жизни, будь то взаимодействие с коллегами, партнерами или любые сервисные услуги, строя их как внутренние для команды, так и внешние для покупателей и инвесторов.

Я часто сталкиваюсь с плохим сервисом, однако, подчеркивая, что я написал эту книгу, я пытаюсь подсветить, что украинский сервис является одним из лучших и что он должен быть рассматривается как бренд. Украинский сервис, долго недооцененный, является брендом, таким же, как итальянская обувь, израильская медицина или немецкие автомобили. Я вдохновляю всех, кто взаимодействует с миром, подчеркивая, что это взаимодействие может быть усовершенствовано с помощью сервиса. Таким образом, результат становится лучше, процессы становятся более приятными, а все участники взаимодействия понимают, что это должно быть сделано с учетом сервиса.

Продолжение читайте в журнале «Дом и Интерьер».

Интервьюер: Сергей Панченко – Основатель «Министерства дверей».

Подписывайтесь на наш блог, чтобы следить за новостями рынка гостеприимства!