Какие вызовы стоят перед гостиничным рынком

Рынок гостиничной недвижимости условно можно разделить на два ключевых направления: туристический сектор, обеспечивающий размещение гостей, и гостиничный девелопмент, который привлекает инвестиции и развивает доходные объекты. Какие вызовы стоят перед отраслью в 2025 году? Сможет ли рынок адаптироваться к изменениям?
Автор: Артур Лупашко, основатель группы компаний Ribas Hotels Group
Статья опубликована в издании «Экономическая правда».
Человеческий капитал как главный вызов
Один из самых серьёзных вызовов для гостиничного рынка — кадровый дефицит. Не хватает квалифицированных и мотивированных специалистов как в управлении, так и на линейных позициях. Также наблюдается нехватка персонала в профессиях, традиционно связанных с мужским трудом: техника, повара, строители. Основные причины — мобилизационные риски и миграция за границу.
Чтобы решить эту проблему, отельеры повышают материальную мотивацию, улучшают условия труда и развивают HR-бренды. Также к строительству привлекаются предприятия со стратегическим статусом, чтобы предоставить строителям бронь от мобилизации. Кроме того, важным инструментом привлечения новых специалистов в отрасль становится обучение с нуля.
Сложности планирования для инвесторов
На данный момент инвесторы не уверены в будущем страны. Чтобы повысить уровень доверия, застройщикам и управляющим компаниям необходимо открыто говорить о рисках и потенциале конкретного региона или проекта. В целом ситуация с инвестициями в гостиничный рынок остаётся нестабильной.
По данным Минюста, из-за войны в 2022 году количество сделок купли-продажи объектов недвижимости различных типов, заключённых государственными и частными нотариусами, сократилось до 99 633. Тогда как в 2021 году было зафиксировано 325 174 сделки, то есть падение составило 68,9%.
Компания Ribas Hotels Group в исследовании «Обзор гостиничного рынка Украины 2024» прогнозирует, что значительная часть (около 200 тыс.) несостоявшихся в 2022–2024 годах сделок трансформируется в отложенный спрос и реализуется в течение первых четырёх–пяти лет после окончания войны.
Отсутствие иностранных инвестиций
В настоящее время в гостиничную недвижимость Украины инвестируют исключительно украинцы. Окончание войны может стать мощным толчком для прихода иностранных инвесторов — как это произошло в Грузии, Турции и на Бали.
После завершения войны и возвращения иностранных туристов мы ожидаем постепенный рост стоимости квадратного метра, что будет способствовать увеличению среднего чека в долларах и сокращению срока окупаемости, а значит, и привлечению иностранных инвестиций.
Сейчас цена квадратного метра в доходных объектах составляет 3–3,5 тыс. долларов, а себестоимость таких проектов — 2,5–3 тыс. долларов за кв. м. Это обусловлено высокой стоимостью земли, инженерных решений и строительных работ.
Продолжение читайте на сайте «Экономическая правда».
Подписывайтесь на наш блог, чтобы быть в курсе тенденций рынка гостеприимства!