С 30 но­яб­ря по 2 де­каб­ря 2018 го­да в Ки­еве прой­дет ряд мас­штаб­ных ме­роп­ри­ятий в сфе­ре гос­тепри­имс­тва: На­ци­ональ­ная рес­то­ран­ная пре­мия СОЛЬ, Вто­рой меж­ду­народ­ный Фо­рум рес­то­ран­но­го фран­чай­зин­га FRANCHITHINK International Restaurant Forum и Меж­ду­народ­ный сам­мит шеф-по­варов и рес­то­рато­ров Creative Chefs Summit.

На днях ге­нераль­ный ди­рек­тор уп­равля­ющей ком­па­нии Ribas Hotels Group Ар­тур Лу­паш­ко зак­лю­чил кон­тракт на учас­тие в этих про­филь­ных ивен­тах с пре­зиден­том Клу­ба отель­еров и рес­то­рато­ров Hoteliero и ос­но­вате­лем На­ци­ональ­ной рес­то­ран­ной пре­мии СОЛЬ Ан­дре­ем Скипь­яном.

По окон­ча­нии де­ловой встре­чи Ан­дрей сог­ла­сил­ся на не­боль­шое ин­тервью для на­шего бло­га.

— Ан­дрей, Hoteliero в сле­ду­ющем го­ду бу­дет праз­дно­вать свое де­сяти­летие. Рас­ска­жите, как, на ваш взгляд, из­ме­нилась сфе­ра гос­тепри­имс­тва за го­ды его су­щес­тво­вания?

— Час­то бы­ваю на обу­ча­ющих тре­нин­гах в сто­лице. Ос­новная проб­ле­ма, с ко­торой стал­ки­ва­юсь — инс­тру­мен­ты, по­лучен­ные от ки­ев­ских спе­ци­алис­тов, за­час­тую не при­мени­мы к ре­али­ям на­шего ре­ги­она. За­тока, Коб­ле­во, Гри­бов­ка, Вил­ко­во и дру­гие ку­рор­тные зо­ны уни­каль­ны по сво­ей при­роде и, что еще важ­нее, — по при­роде ту­рис­тов, ко­торые из го­да в год ту­да при­ез­жа­ют. Имен­но по­это­му собс­твен­ни­ки баз от­ды­ха, не­боль­ших приб­режных оте­лей нуж­да­ют­ся в ин­форма­ции и инс­тру­мен­тах, ко­торые мож­но при­менить на этой бо­гатой, но спе­цифи­чес­кой тер­ри­тории.

— Вы го­вори­те о том, что мис­сия Клу­ба отель­еров и рес­то­рато­ров — прев­ра­тить Ук­ра­ину в од­ну из са­мых гос­тепри­им­ных стран Ев­ро­пы до 2022 го­да. По­чему был взят имен­но этот пе­ри­од?

— В 2012 го­ду мы соз­да­ли фор­сайт — прог­рамму, в ко­торой про­писа­ли тех­но­логию уп­равле­ния и про­ек­ти­рова­ния бу­дуще­го. Это бы­ла сов­мес­тная ра­бота с плат­формой «Ви­киСи­тиНо­мика», сос­то­ящей из уче­ных в раз­ных об­ластях, ко­торые на сты­ке зна­ний делают ожи­да­емые и дос­та­точ­но уди­витель­ные от­кры­тия в той или иной сфе­ре. Эта тех­но­логия бы­ла раз­ра­бота­на еще в Со­еди­нен­ных Шта­тах пос­ле Вто­рой ми­ровой вой­ны. Стра­на хо­тела про­ек­ти­ровать свое бу­дущее и воз­дей­ство­вать на весь мир в во­ен­ном, эко­номи­чес­ком и дру­гих пла­нах. Эти тех­но­логии при­меня­ют­ся сей­час для раз­ных от­раслей эко­номи­ки раз­ви­ва­ющих­ся стран.

Hoteliero за­казал та­кую прог­рамму для ин­дус­трии гос­тепри­имс­тва. Отель­еры, рес­то­рато­ры и ана­лити­ки соз­да­ли боль­шой до­кумент — «Ин­дус­трия гос­тепри­имс­тва 2022: са­мая гос­тепри­им­ная стра­на Ев­ро­пы». В ней зат­ро­нули ос­новные от­расли жиз­ни лю­дей: со­ци­аль­ное по­веде­ние, эко­номи­ка, по­лити­ка, здра­во­ох­ра­нение, про­дол­жи­тель­ность жиз­ни лю­дей, при­рода при­нятия ими ре­шений. Пре­дус­мотре­ли, ка­кие трен­ды по­явят­ся в бли­жай­шие го­ды, в ка­кой из об­ластей на­ибо­лее ве­ро­ят­ны рис­ки для стра­ны и ин­дус­трии.

— Ка­кой са­мый не­веро­ят­ный прог­ноз зна­чит­ся в до­кумен­те?

— Не по­вери­те, но в чис­ле воз­можных так на­зыва­емых «чер­ных ле­бедей» биз­не­са про­писа­ли да­же изоб­ре­тение те­лепор­та. Час­ти­цы ведь дав­но и очень ак­тивно пе­ред­ви­га­ют­ся и ус­ко­ря­ют­ся в прос­транс­тве в ад­ронном кол­лай­де­ре. Приз­наю, что не­кото­рые пун­кты в до­кумен­те гра­ничат с фан­тасти­кой, но это не та­кое уж и да­лекое бу­дущее. И то, что еще пять лет на­зад мы счи­тали чем-то не­пос­ти­жимым, сей­час яв­ля­ет­ся впол­не обыч­ным де­лом.

— А ка­кие под­вижки ожи­да­ют сфе­ру гос­тепри­имс­тва?

— Ту­ризм, с точ­ки зре­ния гос­тепри­имс­тва, мо­жет стать стра­теги­чес­кой от­раслью Ук­ра­ины. Ин­вести­ции в ее раз­ви­тие и про­мо стра­ны за ее пре­дела­ми срав­ни­тель­но быс­тро оку­па­ют­ся и име­ют муль­тип­ли­кативный эко­номи­чес­кий эф­фект. В ре­зуль­та­те мож­но ждать улуч­ше­ния бла­госос­то­яния Ук­ра­ины в мик­ро- и мак­ро­фор­ма­тах.

Но пе­ред тем, как вы­пус­тить про­мо за пре­делы го­сударс­тва, не­об­хо­димо раз­ме­щать ро­лики внут­ри не­го. Что­бы тру­дить­ся в об­ластях счи­талось де­лом ста­биль­ным и прес­тижным. Тог­да идею «Ук­ра­ины гос­тепри­им­ной» бу­дут раз­де­лять и ук­ра­ин­цы.

— А ме­ханиз­мы ре­али­зации этих ини­ци­атив то­же про­писа­ны в фор­сай­те?

— Да. Пу­тем объ­еди­нения го­сударс­твен­ных и час­тных уси­лий пла­ниру­ем соз­дать прог­рамму раз­ви­тия ту­риз­ма с го­сударс­твен­ной под­дер­жкой в том чис­ле. Лич­ные при­меры, мас­тер-клас­сы рес­то­рато­ров, отель­еров, за­рисов­ки-ис­то­рии эк­скур­со­водов, портье, стю­ар­десс с яр­ким по­сылом — ра­ботать в ин­дус­трии гос­тепри­имс­тва прес­тижно и ин­те­рес­но. Соз­да­дим мно­жес­тво кон­цепту­аль­ных по­водов для при­ез­да в Ук­ра­ину и сге­нери­ру­ем ин­фо­пово­ды — при­суж­де­ние пре­мий, про­веде­ние кон­курсов, рей­тин­гов, ак­ту­али­зация конс­трук­тивных ди­ало­гов.

Бу­дем ак­тивно раз­ви­вать культ пу­тешес­твий внут­ри стра­ны, соз­да­вать и куль­ти­виро­вать боль­шие и ма­лень­кие «маг­ни­ты» для пу­тешес­твен­ни­ков.

К при­меру: у про­ек­та три це­левые а­уди­тории: жи­тели, пред­при­нима­тели, власть. Жи­телям важ­но гор­дить­ся сво­ей ма­лой ро­диной: нуж­ны при­чины, что­бы ос­тать­ся или вер­нуть­ся, не­об­хо­дима ста­биль­ная ра­бота. Пред­при­нима­телям нуж­но стро­ить «биз­нес на­дол­го». От влас­ти бу­дем ждать про­фес­си­ональ­но раз­ра­ботан­ные и ле­гити­мизи­рован­ные прог­раммы ре­ги­ональ­но­го и на­ци­ональ­но­го раз­ви­тия, про­мо, вы­деле­ния фи­нан­си­рова­ния.

Нап­ри­мер, в не­боль­шом го­роде му­ници­паль­ные влас­ти мо­гут обус­тро­ить же­лез­но­дорож­ный вок­зал, об­ла­горо­дить плат­формы, раз­местить ука­зате­ли на трех язы­ках, ор­га­низо­вать бес­плат­ное обу­чение пред­при­нима­телей и жи­телей ос­но­вам гос­тепри­имс­тва. Жи­тели суб­си­диру­ют­ся для при­веде­ния в по­рядок фа­садов час­тных до­мов.

Для это­го мы соз­да­ли гос­ти­нич­ную и рес­то­ран­ную пре­мии, бар­ный фес­ти­валь BAROMETER. В те­кущем се­зоне прой­дет но­вое со­бытие BlackFest, пос­вя­щен­ное ин­дус­трии ко­фе.

Так­же гор­димся про­ек­том рес­то­ран­но­го фран­чай­зин­га. В этом го­ду до­бав­ля­ем ту­да гос­ти­нич­ную часть. В рес­то­ранах — это фран­ши­за, а в оте­лях — уп­равле­ние.
Собс­твен­но, на эту те­му и ус­пешно по­об­ща­лись с Ар­ту­ром Лу­паш­ко.

— При­суж­де­ние пре­мий, как пра­вило, по­рож­да­ет здо­ровую кон­ку­рен­цию в рес­то­ран­ном биз­не­се. Как счи­та­ете СОЛЬ вно­сит свой вклад в раз­ви­тие рес­то­ран­но­го де­ла в Ук­ра­ине?

— Соз­да­вая СОЛЬ, я прес­ле­довал две це­ли. Пер­вая — очер­тить эле­мент, ко­торый мож­но по­казы­вать за гра­ницей, ар­гу­мен­ти­руя, что эти объ­ек­ты име­ют зна­ки от­ли­чия, учас­тву­ют в про­филь­ных кон­курсах, по­луча­ют наг­ра­ды. Для это­го у нас су­щес­тву­ет рес­то­ран­ный гид на ан­глий­ском язы­ке.

Вто­рая — это пуб­личное приз­на­ние кол­лекти­ва, собс­твен­ни­ка, уп­равля­ющей ко­ман­ды. Это приз­на­ние про­фес­си­она­лиз­ма, ко­торое нель­зя ку­пить за день­ги, и мощ­ная мо­тива­ция для раз­ви­тия.

— Уп­равля­ющая ком­па­ния — это от­но­ситель­но но­вое нап­равле­ние для Ук­ра­ины.

— Сог­ла­сен с тем, что мно­гие биз­несме­ны ма­ло пред­став­ля­ют се­бе, что та­кое уп­равля­ющая ком­па­ния. В свя­зи с этим не­об­хо­димо до­нес­ти, ка­ков фун­кци­онал ее ра­боты, гра­ницы от­ветс­твен­ности, га­ран­тии, по­казать, сколь­ко ус­пешно за­пущен­ных про­ек­тов и т.д. Де­лать это нуж­но на дос­тупном язы­ке, из­бе­гая слож­ной тер­ми­ноло­гии и су­хой от­четнос­ти.

За­мечу, что ва­ша ком­па­ния уже на слу­ху. Знаю, что вы про­води­ли обу­ча­ющие ме­роп­ри­ятия в За­токе и Коб­ле­во и в прош­лом го­ду в Бу­кове­ли. Сле­жу за ва­шими стра­ница­ми в Facebook и от­ме­чаю гра­мот­ную PR-стра­тегию.