В этом году отели Одессы продемонстрировали хорошие показатели загрузки со стабильным ростом от низкого к высокому сезону. Все говорит о том, что рынок восстанавливается. Однако гостиничный рынок города ждет низкий сезон-2021, к тому же в Одессе снова введен локдаун. Однако отели, пережив сложный прошлый год, уже были готовы к усилению карантинных мер.

Полную статью читайте в Commercial Property №9(217) сентябрь 2021 года.

Авторы: Татьяна Антонюк, Марина Паралюш

БОЛЬШЕ ПОЗИТИВА

2021 год оказался довольно удачным для гостиничного сектора Одессы, его результаты даже превысили ожидания некоторых игроков. Все потому, что операторы были осторожны в планировании, ведь в прошлом году они пережили немало негативных факторов, вызванных пандемией. Это массовый карантин с периодическими локдаунами, практически полная остановка международного авиасообщения, ограничения на проведения мероприятий, снижение деловой активности. Особенно сложны были межсезонье и низкий сезон, когда игроки рынка рассчитывают только на событийный бизнес.

Однако, как отмечает Юрий Воловик, руководитель службы управления доходами сети Premier (руководит гостиницей Premier Hotel Odesa в Одессе и 16 объектами в Украине), говоря о 2020 годе, нельзя забывать, что несмотря на депрессивное начало сезона, в июле-августе прошлого года гостиничным игрокам этого города удалось выйти на среднерыночные показатели заполняемости номерного фонда, которые составляли 55-60%. В то же время, по его словам, самые активные объекты достигали в августе 2020 года более 70% загрузки.

Если сравнивать нынешнюю ситуацию с 2020, то в течение текущего года на рынке гостиничной недвижимости Одессы наблюдается тренд восстановления. Ирина Седлецкая, генеральный директор компании Vertex Hotel Group (три объекта в Одессе и один в Киеве), говорит, что гостиничный сектор города постепенно возвращается к полноценному функционированию. «Этот год намного легче. Рискую сказать, что хуже всего – позади, – говорит она. – Хотя мы живем в совершенно непредсказуемом мире».

Так, в 2021 году карантинные ограничения в Украине были ослаблены, а игроки рынка и путешественники адаптировались к новым реалиям. Самый большой положительный тренд этого года – возобновление внутреннего туризма, являющегося одним из приоритетных в Одессе. Как отметила Лариса Цвилюк, региональный директор отдела продаж компании Mozart Hotel Group (четыре объекта в Одессе), на его рост повлиял запрет на выезд за границу и потребность людей в путешествиях. «Отдельно стоит выделить инициативу «Мандруй Україною», которая способствует оживлению спроса в туристических локациях нашей страны. В частности, согласно информации Департамента туризма Одесского городского совета, количество туристов в течение текущего курортного сезона превысило показатели 2020 года», – комментирует Ростислав Хома, руководитель направления консультационных услуг в сфере недвижимости компании EY в Украине.

Артур Лупашко, основатель гостиничного оператора Ribas Hotels Group (девять объектов в Одесском регионе и 26 в Украине), обращает внимание на международный туризм, который также продемонстрировал положительные тренды. В частности, появились новые туристические потоки, например из Саудовской Аравии, для которых Украина – это открытие. Он также подчеркивает возобновление потоков гостей из Израиля и Турции.

Отметим, что в этом году Одессу посетили три миллиона туристов, тогда как за весь 2020 год город принял два миллиона гостей. Для сравнения: в 2019 в него приезжало 3,3 миллиона путешественников.

ИВЕНТ-АКТИВНОСТЬ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ

Еще один фактор, положительно повлиявший на гостиничную недвижимость Одессы, – снятие ограничений на проведение массовых мероприятий, и, соответственно,  возобновление событийной активности. В этом году в город вернулись концерты, фестивали, культурные ивенты, корпоративные мероприятия, деловые конференции. Это оказывает положительное влияние не только на показатели загрузки, но и создает спрос на дополнительные услуги.

«Конференц-возможности – одни из ключевых факторов, влияющих на доход наших отелей», – рассказывает Наталья Стадникова, региональный менеджер по маркетингу компании Mozart Hotel Group. Ее объекты – постоянные партнеры таких мероприятий, как Одесский международный кинофестиваль, Odessa Classics, «Золотые скрипки Одессы» и других. В этом году кроме размещения гостей оператор оказывал услуги кейтеринга, также на его локациях проходил ряд событий в рамках фестивалей. Поэтому, как отметила Наталья Стадникова, повышенный спрос благоприятно отразился на результатах работы отелей.

В начале года ожидания оператора Premier по поводу ивент-активностей в городе были достаточно сдержанны. Однако в этом сезоне именно MICE-сегмент дал компании львиную долю бизнеса. «Только в структуре проданных ночей доля сектора составляла более 30% в летний период, не говоря уже о банкетном обслуживании и мероприятиях без проживания», – рассказал Юрий Воловик.

А компания Vertex Hotel Group, опережая тренд роста ивент-активности, сама стимулировала и давала повод украинцам путешествовать в Одессу. В частности, она создала проект «Мультисенсория», в рамках которого организует кулинарные вечера, творческие встречи, креативные мероприятия. Это позволяет повысить заполняемость ее гостиниц, и продлить срок пребывания гостей.