У Ивана Липтуги много сложных и громких регалий: президент Национальной туристической организации, советник первого вице-премьер-министра — министра экономического развития и торговли Украины по вопросам туризма и курортов. За громоздкими званиями скрывается увлеченный человек, искренне горящий делом своей жизни.

Мы побеседовали с Иваном Леонидовичем о том, чем Украина может удивить путешественников, почему важно объединиться всем регионам и как наша страна может использовать тренд экотуризма.

— В каком состоянии сейчас находится сфера гостеприимства в Украине?

— Туризм и гостеприимство, которые я, например, не разделяю, в Украине, как и во всем мире, развиваются сверхактивно. При этом наша страна переживает сейчас сложный этап становления национальной экономики в условиях внешней геополитической и внутренней нестабильности. Туризм и гостеприимство создают предпосылки для роста экономики, новых рабочих мест, улучшения инфраструктуры, сохранения экологии и культурного наследия. Это касается больших городов и сельских территорий.

Разнообразие видов туризма и сопутствующих услуг делает этот сектор универсальным для любых направлений вне зависимости от их географического расположения и наличия ценных природных ресурсов.

Главное, что изменилось за последние несколько лет в отношении туризма — это общее понимание значимости сектора в структуре экономики страны.

«Туризм — это не приложение к культуре, спорту или транспорту, как это было раньше. Это приоритетная сфера экономики, требующая комплексного подхода на уровне всего государства и каждого отдельного региона».

— С какими странами/курортами может конкурировать Украина в целом и Одесская область в частности?

— Украина должна конкурировать со всеми странами. Глобальный мир так устроен, что конкурируют все со всеми. На сегодняшний день 98% иностранцев, которые въезжают в Украину, — это граждане стран Европы, преимущественно Восточной и Центральной. Это означает, что к нам практически не приезжают из стран Азии, Америки, Ближнего Востока, Австралии. Почему? Потому что мало знают о нас, как о стране для туризма и путешествий.

Природному разнообразию Украины могут позавидовать многие страны, но этого недостаточно для того, чтобы быть конкурентоспособным в сегодняшнем мире, в котором все стремятся завоевать внимание и туристов, и инвесторов. Для достижения видимых результатов крайне важна реальная консолидация всех регионов и бизнеса в развитии устойчивого туризма. Все стейкхолдеры должны звучать в унисон для того, чтобы быть замеченными в мире.

— Чем мы можем в хорошем смысле слова удивить искушенного путешественника?

Любого самого искушенного путешественника всегда можно удивить. Украина остается для внешнего мира неизведанной до конца страной. И это несмотря на свое центральное расположение в самом посещаемом туристами регионе — Европе. Иностранные туристы просто не знают, что у нас живут такие красивые и гостеприимные люди, которые готовят вкусную и разнообразную еду, любят петь, танцевать, проводят множество различных фестивалей. И при этом располагают сумасшедшими природными богатствами, которые только-только начинают рационально использовать. И еще все относительно недорого. По-моему, это удивительно.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о концепции гастрономического туризма в Украине. В чем она состоит?

— Никакой особенной концепции нет. Гастрономический туризм — один из многих видов туризма, которые активно развиваются в последние годы в мире. Все отдыхающие едят и пьют. Но есть особенные туристы, для которых это становится целью путешествия. Они посещают правильные рестораны, бары, ездят на фермы и винные производства, изучают особенности приготовления местных продуктов, участвуют в тематических фестивалях, конкурсах, мастер-классах по приготовлению еды и напитков. Наша задача — выявить лучших представителей гастроиндустрии Украины и представить национальный продукт в виде карты, по которой туроператоры и индивидуальные туристы смогут строить маршруты.

— Эксперты отмечают бум внутреннего туризма в Украине после 2014 года. Причины в целом понятны. Какие последствия этого процесса — как позитивные, так и негативные — вы можете назвать?

— Внутренний туризм — это естественный процесс. Он был и ранее, просто на фоне спада внешнего туризма стал ощутимее после 2014 года. Специфика внутреннего туризма в том, что у этих туристов нет языкового и культурного барьера. Они себя чувствуют дома, поэтому и деньги тоже тратят, как дома. Услугами туристических компаний такие туристы практически не пользуются. Чаще снимают частное жилье, а не бронируют отели, продукты также зачастую везут с собой или покупают в магазине. Нагрузка на дестинацию в высокий сезон увеличивается, а экономический эффект — низкий. Для устойчивого развития туризма необходим баланс между внутренними и иностранными туристами, для комфортного пребывания первых и вторых, а также умеренной загрузки имеющейся инфраструктуры. Разумеется, для экономики страны въездной международный туризм выгоднее, так как это приток иностранной валюты.

— В каких регионах и городах Украины вы любите отдыхать, и что именно там привлекает?

— В Украине все регионы замечательные. В последние три года работы в Министерстве я много ездил по работе и могу сказать, что во всех областях можно найти, чем заняться. Даже в тех, которые себя никогда туристическими не считали. Например, в Днепре, Запорожье, Харькове или Кривом Роге.

— В каких отелях, апартаментах предпочитаете останавливаться? Что для вас важно в отеле на отдыхе и в командировке?

— По долгу службы останавливаюсь там, где позволяют бюджетные ограничения. А вообще, предпочитаю новые отели старым, современные дизайн-отели — классическим. Обязательным считаю быстрый интернет и хороший завтрак. Для семейного отдыха важна инфраструктура и сервис для детей. У нас их четверо!

— Вокруг только и разговоров, что об инвестициях. Как обстоят дела с инвестклиматом в туристической отрасли?

— Это точно, разговоров много. Страна номер один по инвестициям в Украину — это Кипр. Это говорит о том, что инвестируют, в основном, сами украинцы. Количество гостиниц и ресторанов растет. Значит, поток инвестиций продолжается. Для качественного рывка нужна экономическая стабильность и гарантии для иностранных инвесторов. Тогда начнут появляться большие инфраструктурные проекты, зайдут международные цепочки отелей не только в столицу, но и в регионы. Пока инвест-форумов много, а реальных иностранных инвестиций не очень. Нет пока четкого инвестиционного портрета туристических дестинаций с ясно прописанными целями, планами, условиями и гарантиями.

— Украина в этом году была широко представлена на туристической выставке ITB Berlin. Каковы результаты поездки?

— Есть несколько выставок в году, которые пропускать нельзя. ITB Berlin — одна из них. В ней принимает участие практически весь мир — 186 стран.

С 2011 года Украина представлена на ITB. В этом году в национальном павильоне были семь городов и 30 бизнесов. Это хорошо. Но желательно, чтобы на национальном стенде были представлены все регионы страны и ключевые национальные компании — МАУ, УЗ, гостиничные сети, гастрономические фишки и наши уникальные места. Чернобыль, к примеру, за счет иностранных выставок увеличил за три года поток туристов в зону отчуждения с 15 до 50 тысяч.

— В мире все популярнее становится осознанный и экотуризм. Какие возможности и опасности кроются в этих трендах?

— 2017 год был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН «годом устойчивого туризма» со слоганом

«Путешествуй. Наслаждайся. Уважай».

Устойчивый туризм — это и есть осознанный туризм, как с точки зрения туристов, так и с точки зрения принимающей дестинации. Во всем должен соблюдаться баланс. В целом, тренд экотуризма для Украины — подарок судьбы. Экозон, национальных парков и заповедников у нас тысячи километров. Чтобы эти территории стали приносить дивиденды и реализовали потенциал, необходимо принять программу развития экотуризма. И дать возможность для инвестиций и появления на них минимальной туристической инфраструктуры. Должны появиться информационные центры, экологически безопасные кемпинги, коттеджи или отели. Необходимо прокладывать туристические тропы с так называемой реконструкцией природы всей эко-зоны в пределах небольшого ее участка.

В Америке, Европе и Азии такие экодестинации приобретают все большую популярность, и уже есть универсальные экологические мобильные решения, которые могут устанавливаться в любом лесу или парке без вреда для окружающей среды. И в случае необходимости могут быть демонтированы в любой момент. Это перспективное направление для сельского и агротуризма. Думаю, украинские фермеры скоро начнут его осваивать, предлагая свои фермы для посещения туристами.

— Управляющая компания отельно-ресторанными комплексами — относительно новое явление для украинской индустрии гостеприимства. Как вы оцениваете подход Ribas Hotels Group к развитию туризма в регионах?

— Наблюдаю за активностью Артура Лупашко. Мне кажется, что его комплексный подход к развитию сети имеет перспективу в Украине. Индустрия гостеприимства в нашей стране требует совершенствования и выполнения международных стандартов качества, экологичности, социальной ответственности.

Ribas Hotels Group, как мне кажется, стремится соответствовать высоким стандартам, расширяя свою практику и опыт не только в Одессе, но и в других регионах страны.