Автор: Артур Лупашко, основатель сети Ribas Hotels

Сейчас украинский отельный рынок работает максимум на 2-3% в денежном выражении. Но ситуация понемногу стабилизируется.

В последние годы средняя доходность гостиничной недвижимости составила 11%, в некоторых регионах за объекты можно было получить до 17% годовых на вложенные средства. Именно поэтому до полномасштабного вторжения России в Украину гостиничный бизнес считался одной из самых прибыльных инвестиций.

Спрос на заведения размещения рос и из-за стремительного развития туризма. Так, в 2021 году, несмотря на пандемию коронавируса, в целом в западный регион Украины приезжали более 200 000 туристов из стран Аравийского полуострова, а платежеспособность внутреннего туризма выросла минимум на $3 млрд.

Так что и как будет в условиях большой войны и кризиса?

Как война в Украине повлияла на отели

В первые месяцы войны гостиничный бизнес фактически замер. Поток гостей остановился, все запланированные ивенты и туристические / бизнес-поездки пришлось отменить. В центральной, южной и восточной части страны показатель отказов от бронирования вырос до 85-98%.

Из-за опасности сотни тысяч людей уезжали из родных городов на запад Украины, поэтому гостиницы были переполнены. Некоторые владельцы заведений размещения предоставляли жилье переселенцам бесплатно, кто-то, наоборот, поднимал цены в десятки раз. В других регионах объекты либо потеряли весь доход и работали в убыток, либо вообще закрылись.

Сейчас украинский отельный рынок работает максимум на 2-3% в денежном выражении. На юге этот показатель составляет 3-5% от планового, в Киеве и области – 10-15%, на востоке из-за боевых действий и оккупации территорий большинство гостиниц приостановили работу.

Интересная ситуация сложилась в западных областях. Там в феврале–апреле заведения размещения были загружены на 100%. Это привело к существенному повышению туристического сбора. По статистике Государственного агентства развития туризма, за первые шесть месяцев 2022 года сумма составила 89,4 млн грн, что почти на 28,8% больше по сравнению с суммой за аналогичный период 2021 года – тогда в бюджет поступило 69,4 млн грн.

На фото: отель Ribas Duke Boutique Hotel

В пятерку лидеров вошли город Киев и четыре области. Столица пополнила свой бюджет более чем на 20 млн грн. Наибольший рост по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году зафиксирован во Львовской области – 193%. В бюджеты общин этого региона поступило 19,7 млн грн. В Ивано-Франковской области сумма турсбора выросла на 76,4% и составила 9 млн грн. Закарпатская область заработала 8,7 млн грн турсбора, что на 144% больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

Уровень загруженности гостиниц начал спадать в конце весны. Не состоялся и курортный сезон. Более 2000 объектов гостиничной недвижимости, расположенных на юге и востоке Украины, не открылись вовсе. Исключением стала относительно безопасная Одесса, в которой сейчас работает 90% заведений размещения со средней загруженностью 60%. В Киеве отели возобновили работу в мае, однако до сих пор держат невысокий показатель – 15-25%.

Возобновится ли гостиничный бизнес?

Рынок показывает, что сегодня ситуация понемногу стабилизируется. Пусть не в полную силу, но гостиницы работают, привлекают гостей, получают прибыль и платят налоги.

В частности, рост спроса в западных областях страны стимулировал застройщиков восстановить возведение объектов, приостановившееся в начале большой войны, и начать новые проекты.

Читайте полный текст статьи на сайте издания Forbes.

​​Подписывайтесь на наш блог, чтобы первым узнавать главные тенденции рынка гостеприимства!