Автор: Татьяна Морозова, ведущий архитектор Ribas Hotels Group, cо-founder & CEO TEMO hotel design

Статья опубликована в издании The Page.

Иногда (или очень часто) заказчик и архитектор не могут сразу найти общий язык. Это нормально, что недоразумения возникают в процессе проектирования и строительства из-за различного видения или отсутствия информации в начале. Самым эффективным выходом из этой ситуации является здоровая коммуникация как только вам показалось, что что-то идет не так, как вы видите другое, чем было на рендере, и т.д. Заказчику стоит сразу говорить, если что-то не устраивает или вызывает сомнения. Тогда архитектор сможет быстро найти решение проблемы. Возможность диалога помогает избежать конфликтов в будущем. Я подготовила целый ряд вопросов, которые помогут вам понять друг друга на начальном этапе сотрудничества.

10 вопросов, которые заказчик должен задать архитектору

1. Какие объекты вы проектировали?

Имея опыт как в качестве заказчика, так и в роли архитектора-дизайнера, я считаю, что сначала важно получить информацию о проектах, над которыми работал специалист. Можно даже попросить контакты и отзывы предыдущих клиентов. Такой анализ поможет понять, с какими объектами работал архитектор. К примеру, если вы заказываете у него проект отеля, важно проверить наличие портфолио в этом сегменте.

Также стоит узнать опыт работы с бюджетами, сколько стоила реализация других подобных вашим проектам. Всегда нужно спрашивать о наличии комплектации и спецификации в проекте. Ведь красивую картинку, которую вы видите на визуализации, будет трудно реализовать в жизни без подробной информации о том, из каких материалов состоит проект и каков его бюджет. Планирование бюджета в начале строительства поможет сделать управление проектом и финансирование более организованным и предсказуемым.

2. Сколько человек будет работать над проектом?

Это также немаловажный момент, который может помочь понять общий подход компании. Важно узнать, с кем именно вы будете общаться и есть ли в команде проектный менеджер (этот пункт особенно важен для больших проектов).

3. Учитываете ли вы чертежи инженерии в дизайнерском проекте?

О моменте сочетания инженерных и дизайнерских чертежей часто забывают, но он имеет большое значение. Это помогает избежать ситуаций, когда вместо запланированной по проекту на стене картины вы встречаете радиатор или кондиционер.

4. С какими программами вы работаете?

Это не ключевой аспект, но если архитекторы и дизайнеры, с которыми вы работаете, используют при проектировании BIM-моделирование (это может быть программа Revit или ArchiCAD), чертежи будут более точными и информативными.

BIM (Building Information Modeling) – это подход к проектированию, использующий цифровые модели зданий для управления информацией о проекте на всех его этапах, от начального проектирования до эксплуатации. Это больше чем «плоский» чертеж; это детальная работа, которая предоставляет больше информации и уменьшает количество ошибок при реализации, поскольку все данные взаимосвязаны и легко проверяются.

Также очень важно ознакомиться с чертежами, чтобы понять их вид и состав альбома. Желательно показать эти чертежи строителям (если вы уже знаете, с кем будете работать над вашим проектом) и спросить, отвечают ли они их потребностям. Это важно для эффективной коммуникации между дизайнером и генподрядчиками, особенно в маленьких проектах.

5. Занимаетесь ли вы авторским надзором и что в него входит?

Авторский надзор является важным аспектом, и его основная цель состоит в обеспечении соответствия реализации проекта. Важно обсуждать этот момент еще на начальной стадии работы над проектом, чтобы уточнить, из каких элементов он состоит, сколько стоит, какое количество выездов архитектора на проект предусматривает и какую зону ответственности проектировщика определяет.

6. Как часто вы будете приезжать на объект?

В строительстве есть разные этапы, и роль архитектора может изменяться от этапа к этапу. К примеру, есть периоды, когда специалист нужен на месте меньше, но важно, чтобы он был на связи с генподрядчиком в рабочее время. Так же есть период запуска, когда необходимо ежедневное присутствие архитектора на объекте. Поэтому важно заранее согласовать эти аспекты во избежание недоразумений в будущем.

7. Какие этапы работ планируются?

Поскольку разные студии имеют собственные методы работы, важно перед началом проекта уточнить общий график работ, формат внесения правок и дополнительные детали, которые будут полезны при создании проекта.

8. Как архитектор видит стилистику будущего проекта?

Вы можете попросить подготовить дополнительные референсы перед началом работы, чтобы убедиться, что стиль дизайнера подходит под ваш проект. У людей разный вкус, поэтому это совершенно естественно.

9. Будет ли световой перерасчет и вовлечен ли световой дизайнер в проект?

Освещение оказывает большое влияние на психологическое состояние людей, находящихся в помещении. В частности, на настроение влияют его мощность, температура и цвет. При разработке дизайн-проекта важно выполнить световой расчет для каждого помещения, что позволяет спрогнозировать, будет ли достаточно света для комфортабельного пребывания.

10. Продукцию каких производителей/фабрик вы планируете использовать в проекте?

В зависимости от требований и бюджетов в проекте могут быть предусмотрены материалы, мебель и элементы, как отечественных, так и зарубежных производителей или фабрик. Это влияет на бюджет, логистику и сроки снабжения.

В последние годы рынок мебели, освещения и декора Украины активно развивается, также значительно увеличилось количество предложений от локальных мастеров. Поэтому использование украинских материалов и крафтовых изделий становится все более популярным в новых проектах.

Резюмируя, следует отметить, что сотрудничество с архитектором – это история о партнерстве и взаимопонимании. Так что коммуникация здесь должна выходить на первый план. Обсуждение всего на первых этапах позволит вам реализовать лучшие проекты вместе.

В рамках образовательной инициативы «Школа гостиничного бизнеса» уже 16 мая состоится бесплатная онлайн-лекция Татьяны Морозовой, ведущего архитектора Ribas Hotels Group, cо-founder & CEO TEMO hotel design, на тему: «Дизайн как катализатор доходности гостиницы: практические указания и инсайты».

Регистрируйтесь по ссылке и присоединяйтесь к онлайн-лекции!

Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить колонки наших экспертов!