Автор: Кристина Виер

С развитием автоматизации и спросом на персонализацию данных о клиентах практически повсеместными стали вопросы о CRM- и PMS-системах. За последнее время клиентов, которые обращаются за CRM-системой, стало в 10 раз больше, чем в прошлом году. PMS-система и вовсе превратилась в must have.

Сфера гостеприимства не стала исключением. Отельеры и топ-менеджмент гостиничных компаний живо заинтересовались имеющимися на рынке сервисами учета данных, их возможностями и влиянием на прибыль.

Мы пригласили к разговору обе стороны: представителя отельной сферы исполнительного директора управляющей компании Ribas Hotels Group Андрея Маренчука и CEO компании Expert Solution, разработавшей программный продукт SERVIO — Игоря Гречко 

ЧТО ЭТО ТАКОЕ? И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ?

Несмотря на то, что разговоры о программах учета активно ведутся уже продолжительное время, многие предприниматели имеют несколько размытое мнение о том, что собой представляет автоматическая система обработки данных. Для кого-то CRM — это увеличение продаж; для кого-то — оптимизация расходов на маркетинг; для кого-то еще что-то. Но ни одна из этих интерпретаций не входит в CRM. 

Андрей Маренчук:

Игорь Гречко:

На фото: Игорь Гречко

Важно разделять их, так как: 

В большинстве случаев они дополняют друг друга. И в идеале необходимо построить симбиоз данных систем для максимально эффективной работы отдела продаж и маркетинга. 

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

По мнению обоих экспертов, главный вопрос, на который следует ответить, прежде чем начинать поиск идеальной для себя системы: “Зачем вашему бизнесу CRM-система?”

Варианты ответов “Потому что есть у всех” или “Есть у конкурентов, и у нас должна быть” категорически не подходят и не способны решить “боли” объектов гостеприимства. 

На фото: Андрей Маренчук

Андрей Маренчук: 

Игорь Гречко: 

Я согласен с нашим партнером по Ribas Hotels Group. Перед тем, как выбирать CRM-систему, отельерам необходимо задать себе ключевой вопрос: “Зачем это нужно?”. 

Если ответа на этот вопрос нет — то результата от установки системы не будет никакого. Если хотите просто вести базу контактов — вам не нужна полноценная CRM. Если нет понимания, что с ней делать —  как обрабатывать запросы, коммуницировать с гостями, какие маркетинговые программы проводить, что вы хотите отследить: сколько потрачено на рекламу или сколько времени тратится на приход одного лида, — сначала разберитесь в этих вопросах. Тогда определиться с системой станет в разы проще. 

Купив коробку CRM-системы, вы не получите ответы на все сложные вопросы.

КОМУ НУЖНА CRM-СИСТЕМА? 

Игорь Гречко:

Если же собственник бизнеса хочет четче отстроить бизнес-процессы, отслеживать стадии определенных сделок, настроить дополнительные правила, тогда следует задуматься о более проработанном продукте.

Например, к вам обратился гость, чтобы узнать стоимость номера. Параллельно поинтересовался бронированием на лето. За месяц до начала летнего сезона система может проанализировать всех гостей, которые спрашивали о номерах на летние месяцы. Если она не нашла бронь, а запрос об этом был, то, согласно введенным алгоритмам, система вышлет гостю специальное предложение.  

Этого нет в стандартной версии. И в формате системы, прописанной под компанию, тоже нет. Подобный функционал нельзя включить в свою систему, просто нажав на галочку в предложении для углубленной работы с данными. Все это необходимо продумывать и прописывать самим. Таких задач может быть много. Для этого нужен разработчик, который будет настраивать и дорабатывать систему под конкретную компанию.

СНАЧАЛА БЫЛ EXCEL…

В Ribas Hotels Group начали внедрять CRM далеко не со старта. Сначала, как и многие, использовали старую добрую excel-таблицу. И многие объекты гостеприимства сейчас ее используют в своей работе. На определенном этапе этим документом все были абсолютно довольны. В нее вносили данные, чтобы понять, кто звонил: что это за гость, какие у него предпочтения, с кем он отдыхал, какие напитки употреблял, какую еду заказывал в номер. 

Со временем количество данных увеличивалось, структурировать их становилось сложнее. И в УК задумались, как свести процессы от ручного к автоматизированному сбору данных для дальнейшего анализа. Например, что от того, что менеджер сделал 20% конверсии? Это хорошо или плохо? Пока это только данные, с которыми в дальнейшем необходимо работать. 

ГДЕ ЗДЕСЬ ПРИБЫЛЬ? 

Как мы уже упомянули выше, PMS- и CRM-системы позволяют отельеру экономить время, снижать затраты, увеличивать прибыль, лучше работая с гостем. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Андрей Маренчук: 

Прожив в отеле Wall Street определенное время, гость выехал. Администратор дополняет его анкету в CRM аналогично тому, как мог бы YouTube дополнять предпочтения пользователя. То есть Мистер Х один раз был в одном из отелей, а управляющая компания уже знает, что он любит виски Jameson, чипсы Pringles, что у него были запросы на стирку, глажку, он просил поменять подушку; что он, к примеру, астматик, что воздух был слишком сух для него, значит, нужно настроить аппаратуру на более влажный режим. 

В дальнейшем набор этих данных дает возможность видоизменять сервисный продукт в другом отеле, который посетит Мистер Х. Когда он будет заезжать в отель Ribas Karpaty, администратор увидит все данные о нем и устроит гораздо более персонализированный сервис: поставит в бар Jameson, добавит побольше упаковок Pringles, увлажнит воздух в номере. 

Задача отельеров — с помощью CRM собрать данные и использовать даже при проектировании отеля. К примеру, в Ribas Karpaty предусмотрели огромное меню подушек: для беременных, для аллергиков, ортопедические, подушки с мятной отдушкой и еще много других вариантов.

Таким образом, в компании, говоря современным языком, оцифровывают гостей, чтобы предоставлять более персонализированный сервис для каждого гостя. К гостю, который заезжает к нам в пятый раз, мы не можем относиться как к новому постояльцу, потому что он-то нас уже воспринимает как второй или третий дом. 

Кроме того, CRM-систему используем не только по отношению к гостям. Она активно эксплуатируется внутри компании, между сотрудниками разных отделов и объектов гостеприимства. 

МИФЫ О CRM: подтвердить нельзя опровергнуть

Мы собрали наиболее распространенные мифы о CRM и попросили специалистов прокомментировать их.

Андрей Маренчук: 

Это как советская типовая “чешка” — неплохая квартира, выполняет свое прямое назначение: дает кров, тепло, ночлег. Но если вы хотите кастомизироваться: расширить площадь, изменить ремонт — это дорого.

Компании Ribas Hotels Group Bitrix обошелся в 280 тыс. грн. В покупке компании помог Европейский банк реконструкции и развития.

Игорь Гречко: 

Андрей Маренчук: 

Если вы готовы сопротивляться любому возражению, которое обязательно возникнет, тогда получится положительный результат. 

Игорь Гречко:

Андрей Маренчук: 

Поэтому если и говорить об опасности утечки информации от персонала, то CRM — это лучшее решение для безопасности. 

CRM-система Ribas Hotels Group находится на сервере, который расположен в Германии. Она надежно защищена, в эту базу невозможно пробраться. Все, что там хранится — это собственность, оформленная на компанию. Никто не имеет доступа к этим данным, кроме нас самих. 

Если же вы отдаете предпочтение хранению данных на облаке, понимайте, что они подвержены DoS-атакам.

Игорь Гречко: 

CRM-система хранит всю информацию во внутренней базе данных, к которой в чистом виде и в полном объеме доступ не дается. 

Права доступа можно разделять . Таким образом, один менеджер не видит контактов, по которым работает другой сотрудник, можно также заблокировать доступ к другим сделкам.