Статья опубликована на сайте «Экономическая правда».
Автор: Артур Лупашко, основатель Ribas Hotels Group
Как присоединение к ЕС влияло на количество туристов в других странах и выводы для Украины
После войны и вступления Украины в ЕС деловой туризм может стать ключевым фактором для спроса на посещение крупных городов, таких как Львов, Одесса, Киев, Днепр, Харьков.
В то время как курортные города будут в основном привлекать внутренних туристов. Прежде всего, нам нужно будет работать над переворотом негативного стереотипа об Украине как стране войны и привлечением большего числа международных туристов в различные части страны.
Нет иллюзий относительно быстрого восстановления туристического потока от западных стран, в частности, из Европы и США. Стабильность, безопасность и предсказуемость – вот то, к чему привыкли европейцы и американцы, планируя свои поездки за долгий период.
Украина, к сожалению, пока что предлагает непредсказуемые условия, и этот фактор тормозит быстрое восстановление туристического рынка с Запада.
До полномасштабной войны мы наблюдали положительные тенденции туризма с Востока. В 2021 году заметно возросло количество туристов из Турции, Израиля и арабских стран, в частности, Саудовской Аравии.
Это было в результате введения прямых авиарейсов в Киев и Львов, а также активности туристов в социальных сетях, которые положительно отзывались об Украине.
Этот рынок имеет значимый потенциал, так как страны Востока представляют огромное количество возможных туристов.
Какие возможности открываются для гостиниц после евроинтеграции?
На примере Черногории можно определить потенциал инвестирования в недвижимость в стране, которая планирует вступить в Евросоюз в 2025 году. Там ежегодно наблюдается стремительное увеличение цен на недвижимость, что свидетельствует о стабильном развитии рынка.
Недавно я общался с застройщиком, ведущим проект строительства апарт-отеля в Черногории. Уже сегодня он успешно реализует квадратный метр по цене €10 500. Это поразительно, особенно учитывая, что Черногория еще не является членом Евросоюза, и такие цены уже действуют.
По его словам, иностранцы покупают недвижимость, понимая, что после вступления Черногории в Евросоюз страна станет более удобной для путешествий и деловой активности, а экономика будет более стабильной.
Туризм является важным сектором для экономики новых стран-членов, на который приходится около 12% их ВВП, тогда как прямой вклад путешествий и туризма в новые страны-члены составляет примерно 5% (World Travel & Tourism Council, 2016).
По данным Eurostat Statistics, спад прибытия туристов из ЕС в новые страны-члены за период 2007-2014 годов произошел только на Кипре, где показатели снизились на 22% и в Словакии, на 19%.
Во всех остальных одиннадцати странах за указанный период количество прибытий из ЕС росло, что указывает на то, что вступление сыграло значительную роль в развитии индустрии туризма в регионе. Хорватия сообщила о наиболее значительном росте, поскольку количество туристов-нерезидентов увеличилось на 53% в 2014 году по сравнению с 2007 годом.
Положительный сценарий возможен для Украины. При принятии необходимых законов и вступлении в Евросоюз наша страна может ожидать быстрого экономического роста.
Инвесторы, как украинские, так и зарубежные, будут инвестировать в Украину, ожидая огромных дивидендов от евроинтеграции. Важно, что у украинцев уже есть значительные финансовые резервы, которые можно использовать для инвестиций.
Движение денег в экономике всегда способствует ее развитию. Инвестиции приводят к созданию новых рабочих мест, росту экономики и всеобщему повышению цен, что в первую очередь придает выгоду инвесторам. Следует лишь дождаться завершения войны и гарантий безопасности для Украины, а также фактического вступления ее в Евросоюз.
Как изменятся гостиничные стандарты
Надеемся, что украинский гостиничный рынок останется конкурентоспособным и не потеряет своего уникального характера, что, по моему мнению, сегодня преобладает над европейским.
Однако важно признать, что в Украине отсутствует регулятор, контролирующий качество гостиниц. Но даже если бы он у нас был, вероятно, его эффективность была бы не столь высокой, как у Booking.com.
Один из главных вопросов состоит в том, что у нас еще есть отели, которые могут игнорировать вопросы доступности для лиц с инвалидностью или иметь другие недостатки, такие как электроотопление или номера без окон.
В Европе есть четкие законы и правила, устанавливающие стандарты пожарной безопасности и обеспечение доступа всем. Это препятствует появлению неконтролируемых гостиниц.
Внедрение подобных стандартов в Украине может уравновесить рынок, уменьшить разницу между гостиницами разного класса, обеспечив высокий уровень безопасности и комфорта.
Когда речь идет о сервисе, я остаюсь убежденным, что в Украине он сейчас выше европейского стандарта, поэтому непосредственно на него вступление в ЕС не повлияет.
Продолжение читайте на сайте «Экономической правды».
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить интересные новости рынка гостеприимства!