Статья опубликована в интернет-издании «Экономическая правда».
Увеличение эффективности бизнес-процессов – первое, что приходит в голову, когда начинается кризис. Однако владельцам фирм следует не забывать об этом и в другие периоды. Это позволяет компании демонстрировать лучшие показатели и развиваться быстрее.
Этот процесс не легок, и требует анализа, структурированного подхода и привлечения сотрудников. Так, не спеша, и акцентируясь прежде всего на процессах, которые оказывают наибольшее влияние на бизнес-результат, можно начать масштабные изменения.
Автор: Андрей Маренчук, СОО группы компаний Ribas Hotels Group
Самые распространенные ошибки
Правильно отлаженные процессы помогают увеличить производительность, снизить затраты и повысить качество работы. Однако есть ошибки, которые по разным причинам допускают даже опытные предприниматели при повышении эффективности бизнес-процессов. Рассмотрим их подробнее.
Экономия качества. Часто бывает, что компании экономят на качестве. Однако если у бизнеса есть продукт, он должен понять, что для его клиентов в нем самое важное. То есть, если компания предоставляет услугу или продает товар, то должна понимать, благодаря каким качественным факторам люди точно будут обращаться к ней. Поэтому важно не менять то, на чем держится продукт.
Приведу пример на автомобилях премиум-класса. Если клиенты Rolls-Royce привыкли к тому, что в машинах сиденья из натуральной кожи, владельцы компании не могут оптимизировать эту часть, поскольку это качественный фактор, важный для людей. Так же если клиенты привыкли к тому, что в салоне автомобиля используются натуральные материалы: дерево, металл, кожа, стекло, то компания не может это изменить, поскольку Rolls-Royce уже 50 лет заявляет, что заботится о натуральности материалов в салонах машин.
Узкий период планирования. Часто предприниматели не планируют ничего дальше кризиса. Но фокусировка только на том, как пережить кризис, не даст желаемых результатов. Руководитель должен думать о перспективе в 5 лет.
Например, когда компании предложат внедрить определенное IT-решение, которое обойдется в миллион, но окупится только через 5-6 лет, и она откажется, думая, что это невыгодно – это ошибка. Эти годы очень быстро пройдут, но она может получить скорость, качество и т.д.
Люди увольняются? Как остановить текучесть кадров
Компании, пришедшие к автоматизации бизнес-процессов 5 лет назад, сейчас автоматизированы и более системны, чем те, которые думают, что можно начать автоматизацию сегодня. Последние уже проиграли 5 лет своим конкурентам.
Экономия на маркетинге. Во время кризиса нельзя улучшить маркетинг. Но даже те предприниматели, которые знают об этом, часто не выполняют это. Дело в том, что в момент, когда кризис наступает, компания должна из него выйти на волне благодаря маркетингу.
Мы до сих пор видим, что даже во время войны множество топовых компаний увеличивают маркетинговый бюджет: "Новая почта", Monobank, "АТБ". Они являются трендсеттерами маркетинга в Украине, понимая, что даже сейчас, во время кризиса, очень важно поддерживать и усиливать узнаваемость и репутацию бренда.
Неадекватная оценка человеческого капитала. Важнейший во всех компаниях – человеческий капитал. Руководитель всегда должен держаться за ценные кадры. В определенный момент кризиса компания не может поднимать заработную плату всем, поэтому владелец должен понимать, кому его сейчас нужно поднять, а кому – нет.
Кроме того, некоторые компании в кризис начинают оптимизировать заработные платы не точечно, а снижают их всем сотрудникам на 50%. Так можно сделать, потому что так проще, но мы, например, индивидуально углубляемся в оценку человеческого капитала. Целью является удержание ядра сотрудников, находящихся в компании.
Фото: Freepik
Увольнение ради оптимизации. Бывают случаи, что увольнение для владельца бизнеса кажется наилучшим решением в рамках работы с бизнес-процессами. Но всегда есть выбор не делать этого, например, поддержав человека путем подписания с ним партнерского соглашения.
Практически с каждым работником мы стараемся выйти на win-win историю, когда вы друг другу сможете быть полезны. Кроме того, у нас был опыт, когда человек благодаря своей самостоятельной деятельности, при поддержке владельца бизнеса, начал получать больше средств, и компания зарабатывала вместе с ним.
Приведу пример. Компания видит, что ее финансовый отдел убыточен, но нужно сохранить человеческий капитал. В этом случае собственник может предложить своему партнеру из другой компании привлечь финансовый отдел на аутсорс для ведения его бухгалтерии. И той доходной частью, которую будет предоставлять партнер, перекрыть расходы, одновременно сохраняя человеческий капитал в момент кризиса.
Еще одним вариантом увеличения эффективности бизнес-процессов может быть договоренность с персоналом об оплате только за количество проделанной работы. Мы сейчас работаем по такой схеме в отелях, оплачивая горничным за количество убранных номеров в день. Так же может работать и с официантом в ресторане – почасово или посменно.
В дальнейшем в Украине будет наблюдаться кризис, связанный с человеческим капиталом. По состоянию на 21 июня 2023 г., по данным Министерства иностранных дел Украины, за границей находились 8 миллионов 177 тыс. украинцев.
Почти 63% находящихся украинцев за пределами нашей страны, совершеннолетние, 22% – дети до 18 лет. Возраст еще 15% не уточняется. Поэтому в настоящее время за рубежом из-за войны войны находится около 20% населения Украины до 24 февраля 2022 года.
Поэтому для каждой компании сейчас главная задача – развивать свой бизнес ради сохранения человеческого капитала.
Продолжение читайте по ссылке в интернет-издании «Экономическая правда».
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить интересные новости нашей компании!