Международный франчайзинговый форум ресторанной и гостиничной индустрии — Franchithink собрал на территории одного из самых больших столичных выставочных центров украинских и международных инвесторов и франчайзеров. Редакция блога Ribas Hotels Group почти в полном составе работала на мероприятии. Мы задали топовым спикерам форума один из самых актуальных вопросов:
Каким образом введение военного положения в некоторых областях Украины повлияет на бизнес?
Александр Мусатов, совладелец True Burger Bar и Hendrick’s bar, автор обучающих семинаров по операционному менеджменту ресторанов, управлению кухней, управлению персоналом. Разработчик Системы стандартизации ресторанов. Автор учебников для сотрудников ресторанов, тренер-консультант в сфере HoReCa:
— С учетом эскалации конфликта можем говорить о двух взглядах на эту ситуацию.
С одной стороны, довольно сложно отследить моментальную реакцию.
Хотя на самом деле я ее вижу и уже могу привести наглядный пример. Недавно в Киеве проходило масштабное мероприятие.
Из ста двадцати заявленных участников приехали только семьдесят. То есть около пятидесяти человек по разным причинам решили отменить поездку.
В момент введения военного положения я проводил семинар в Херсоне. На нем присутствовали около шестидесяти человек. Херсонская область, как вы знаете, входит в зону, на которую распространяется военное положение. Не могу сказать, что я увидел панику или истерию. Конечно, люди в замешательстве, не совсем понимают, чего ожидать. И строить какие-то прогнозы, говорить, как все плохо или наоборот — утверждать, что это пойдет на пользу украинской экономике — я не готов.
Мы переживали не один форс-мажор: кризис девяносто восьмого года, 2004-го, 2008-го. Пережили мы и 2014-ый, в котором запускали True Burger Bar.
Мудрые китайцы говорят, что кризис — это время возможностей. Для нас главное — чтобы люди при этом не гибли. Моя позиция такая: шаг за шагом идти вперед и хорошо выполнять свою работу. Думаю, в этом предназначение каждого руководителя и залог успешного функционирования бизнеса в разные периоды.
Андрей Длигач, доктор экономических наук, стратег, CEO Advanter Group, основатель сообщества Board, Luniter Troubleshooting:
— Я считаю, что для экономики особого негатива не будет. Привлечение иностранных инвестиций составляет около одного миллиарда долларов в год. А должно быть порядка десяти. Так что хуже уже не будет. Ну, потеряем еще сто миллионов инвестиций. Это отразится на отдельных секторах, но не на экономике в целом. В принципе, уже видим, что многие проекты заморожены.
Государство, по идее, должно использовать эту ситуацию, чтобы показать инвесторам, желающим зайти в страну, в том числе франчайзингам — что обязательства выполняются, курс гривны стабилен, фактически все, в том числе экономика, работает, бюджет пополняется. Необходимо продемонстрировать это, переведя негатив в позитивную тональность и активно занявшись защитой прав собственности. В таком случае государство могло бы входить в 2019-2020 год с прекрасной площадкой для роста.
Я считаю, что Украина обречена на активный рост, динамичное развитие, и никакие военные положения этому воспрепятствовать не смогут.
Мирослава Козачук, ведущий специалист в области франчайзинга в Украине и за рубежом, совладелец и СЕО компании Franchise Group, автор проекта «Первая школа франчайзинга», партнер по развитию франчайзинговой сети Технической студии «Изобретатель» и Robo Club:
— Нелегкий вопрос. То, что пережила Украина за последние восемь лет, тот опыт, что приобрела, не даст бизнесу кардинально увязнуть в проблемах. Украинский бизнес уже стал сознательным и постоянно развивается.
Подозреваю, все, кто подумывал купить франшизу, придержали деньги в кармане и прямо сейчас не решатся это сделать.
Но те компании, которые уже развиваются по франчайзингу, понимают, что франшиза — это одно из тех преимуществ, благодаря которому собственник не покинет свой бизнес на произвол судьбы и сможет управлять им по всему миру.
В данном случае франчайзинг — как раз тот инструмент, который очень ярко показывает, как круто развиваться не только в своей стране, но и в других государствах. И в какой-то момент это позволяет обезопасить себя, своих сотрудников, компанию, клиентов от сложных ситуаций.
Антон Воронюк, руководитель Академии интернет-маркетинга WebPromoExperts:
— Текущее положение в стране является следствием того, что длится на территории АТО уже достаточно долго. Я уверен, что украинский бизнес подстроится под эти реалии.
Янина Бабуцкая, руководитель отдела консалтинга Franchise Group:
— Военное положение не означает, что надо остановить все бизнес-процессы и прекратить работу. Необходимо подумать о том, как перестраховать свою компанию и масштабировать ее не только в Украине, но и за ее пределами: открывать представительства либо франчайзинговые объекты на других территориях. Это усилит сам бренд, его капитализацию, инвестиции и защитит бизнес от неприятных форс-мажоров. Останавливаться точно нельзя.
Оксана Долгова, бизнес-тренер компании BogushTime, коуч, инструктор, психолог:
— Наша основная аудитория — это владельцы компаний и руководители топовых подразделений. Однозначно военное положение влияет на бизнесы. Поскольку мы работаем с целеполаганием: с тем, чтобы человек был счастлив, создавал цели для себя и своего окружения. Исходя из своих ценностей, предприниматель и принимает решения: кто-то уходит в политику, кто-то внедряет инновации, на которые раньше не решался, кто-то сворачивает бизнес, кто-то развивает его еще интенсивнее. То есть если его ценность полностью заключается в бизнесе, то он будет продолжать развивать свое дело. Если человек поставил в приоритет семью, детей,— возможно, он задумается над тем, чтобы уехать за границу. Все зависит от его внутренних позиций, а не от того, какова ситуация в стране.
Если хотите как-то повлиять на то, что происходит вокруг, нужно начинать с самого себя. Сейчас по тому, как люди себя ведут, можно понять, чего они хотят и как будут действовать.