Работу сервисного бизнеса во время войны можно сравнить с социальной инициативой. Ведь украинские предприниматели на протяжении полномасштабного вторжения выживают только благодаря гибкости и постоянному поиску новых антикризисных решений. Учитывая нестабильный спрос на посещение ресторана и отдых в гостинице, предприятия решили объединить социально важный сервис с повышением прибыли, в частности, предложив ряд дополнительных услуг.
Гостиничная сфера
После 24 февраля некоторые отели взяли на себя волонтерскую миссию и несколько месяцев принимали гостей по себестоимости. Это в основном касалось объектов в западных и центральных регионах. Кроме того, некоторые отельеры присоединились к волонтерским миссиям. Например, команда Ribas Hotels Group в начале войны организовала штаб помощи ВСУ и территориальной обороне.
Однако никто и не подозревал, насколько затянется военное положение. Так, в настоящее время гостиничная сфера работает в рамках чистой прибыли, что позволяет компаниям поддерживать сотрудников. Это связано с тем, что отдых в гостинице неприоритетен в пределах потребностей человека, поэтому сейчас заведения придумывают альтернативные методы привлечения гостей.
«В настоящее время все наши действия – это не об увеличении прибыли. Мы делаем все для того, чтобы эта прибыль появилась. Отели находят инструменты, чтобы быть полезными, и эти услуги люди оценивают положительно», – отметил Андрей Маренчук, управляющий партнер Ribas Hotels Group.
Андрей Маренчук, управляющий партнер Ribas Hotels Group.
Дополнительные услуги в отелях
После начала полномасштабной войны, учитывая различные чрезвычайные ситуации, количество расходов гостиничных предприятий значительно увеличилось, а количество гостей – уменьшилось. Поэтому некоторые отели решили вводить дополнительные услуги, актуальные для людей по специальной цене. В условиях войны такой сервис может помочь и людям, и заведениям размещения. Среди дополнительных услуг, которые предлагают или могут предложить отели:
- Офис в номере. К примеру, в некоторых отелях, которыми управляет Ribas Hotels Group, часть номеров была переориентирована под мини-офисы. Учитывая, что заведения автономны – там есть свет и интернет, они могут предоставить возможность людям работать в любой момент, и эта услуга пользуется большим спросом. Кроме того, если гостям нужно провести ряд встреч с командой в тишине, в отелях предлагают аренду номера только в рабочее время – с 8:00 до 20:00 по спецтарифу.
- Инфраструктура к вашим услугам. Иногда людям просто нужно привести себя в порядок. Это может быть пользование номером на час, чтобы закрыть текущие потребности в гигиене, или комнатой для сервиса, где можно постирать или выгладить вещи.
Ресторанная сфера
Ресторанный бизнес в начале войны взял на себя роль государства в обеспечении военных едой. В конце февраля и начале апреля рынок кормил военные структуры, начиная от ВСУ и территориальной обороны, заканчивая сотрудниками полиции и пограничниками. Со своей стороны поставщики предоставляли продукты бесплатно. Так, несколько заведений в день могли приготовить около 2500-3000 обедов в небольших городах (областных центрах) и до 10 000 обедов в день в городах-миллионниках. Лишь после того, ка огромное количество затрат и работы на себя, государство начало восстановление порядка питания.
Говоря о социальной миссии ресторанной сферы, свой вклад внесли гастро-ужины. «Например, благодаря проекту HoReCa Angels, Ассоциации кулинаров Украины, компании Restetika, маркетинговому агентству BeeSmart, а также проекту «Шефы против войны», мы провели четыре гастро-ужина за границей – в Германии, Австрии и Польше. Основная цель таких мероприятий за границей – это, во-первых, собрать средства на нужды для военных и, во-вторых, – популяризировать украинскую кухню среди иностранцев. Мы показываем, как разнообразны могут быть наши блюда: с авторской современной подачей, аппетитным видом, невероятным вкусом. Кроме того, мы провели наш первый гастро-ужин в Украине в Житомире 22 февраля 2023 года, а также уже ведем переговоры о проведении таких мероприятий во Львове, Виннице и Кропивницком», – рассказал Андрей Магалецкий, управляющий партнер компании Restetika.
Андрей Магалецкий, управляющий партнер компании Restetika
Ресторанный бизнес помогает и внутренне перемещенным лицам, лишившимся дома. Они также поддерживают детей-переселенцев подарками по праздникам. «В настоящее время почти каждое заведение пытается принять участие в сборе от того или иного человека или бригады, ведь на фронте также много людей, работавших в ресторанной отрасли. Например, из бара BarDuck (Киев), совладельцем которого я являюсь, сейчас воюют три человека – два бармена и шеф-повар», – отметил Андрей Магалецкий.
Дополнительные услуги в ресторанах во время войны
Сейчас говорить о высоком уровне доходности ресторанов, работающих в том же формате, что и до полномасштабной войны, очень сложно. Именно поэтому заведения внедряют в свою ежедневную работу дополнительные услуги, несущие и объединяющие в себе социальный и доходный контексты. Среди них:
- Подвешенные блюда и напитки. Обычно это делают в ресторанах, которые посещают военные.
- Коворкинг. Рестораны выделяют определенное количество столов, где люди могут поработать, зарядить телефон, воспользоваться Wi-Fi при отсутствии света. Гости в большинстве таких случаев отдают ресторанам свое уважение, заказывая что-нибудь из меню. В основном это выгодно как одной, так и другой стороне.
Фото: Freepik
- Доставка пищи. Она и дальше пользуется спросом, поскольку большинство людей не посещают заведения из-за вопросов безопасности или же экономят на бензине или транспорте. Однако выбирают не отказывать себе в любимых блюдах.
- Еда с социальным подтекстом. Речь идет о заведениях, которые называют некоторые блюда в меню названиями, связанными с военной тематикой. Здесь важно понимать разницу: если это сделано только ради повышения популярности ресторана, то это негативно повлияет на его имидж, а если же это выполнено с социальной функцией, то есть процент от прибыли от таких блюд направлен, например, на нужды ВСУ, то это очень хорошая инициатива, которая непременно положительно отразится на репутации заведения.
«Фактически сейчас главная задача рестораторов – держаться на плаву, сохранить команду и максимально вложиться в победу Украины, обеспечивая помощь собранными средствами. Стоит не забывать, что сейчас украинцы предпочитают социально ориентированный сервисный бизнес, в отличие от того, который не принимает никакого участия в волонтерских проектах. И после окончания войны эта тенденция только усилится», – резюмировал Андрей Магалецкий.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить новости рынка гостеприимства!