Отельный бизнес является одним из наиболее надежных секторов глобальной экономики и обладает высоким потенциалом даже в кризисные времена. Его способность функционировать в период стагнации часто является определяющим фактором инвестиционной привлекательности.
Южный регион Украины очень благоприятен для открытия собственного дела, основанного на туристической платформе. Гостиничный бизнес на берегах Черного моря традиционно приносит высокие дивиденды своим владельцам. Разумеется, если правильно выстроен с самого начала.
Многие подписчики нашего блога в форме обратной связи задают вопрос: как открыть свою гостиницу и что для этого нужно? Мы постарались ответить развернуто и структурированно.
Планирование бизнеса: с чего начать
Бизнес-план гостиницы — первый этап, с которое следует начинать любое предприятие.
Разработка бизнес-плана для гостиницы должна включать такие пункты:
- анализ рынка;
- создание концепции объекта;
- архитектурный эскиз;
- расчет объема инвестиций;
- финансовая модель;
- персонал;
- маркетинг.
Рассмотрим подробнее каждый пункт.
Анализ рынка
Перед тем как открыть гостиницу, необходимо исследовать рынок, на который предприятие будет выходить, по таким пунктам конъюнктуры:
- цены;
- конкуренция;
- спрос и предложение;
- сезонные колебания;
- уровень госрегулирования;
- перспективы развития услуг объектов размещения.
Остановимся подробнее на конкурентной составляющей. Очень рекомендуем, прежде чем педалировать рабочие процессы, хорошенько осмотреться и зафиксировать в бизнес-плане:
- Сколько рядом находится гостиничных объектов?
- На какого гостя они рассчитаны?
- Какие объемы загрузки выдерживают?
- Какой концепт несут?
- Чем отличаются друг от друга?
- Чего им не хватает?
- Чего не хватает гостю в этих объектах?
Важно! 60% украинцев, которые запланировали отпуск в этом году, собираются отдыхать на украинских курортах. Лидеры в рейтингах популярности среди туристов традиционно — Одесса, Затока, Коблево, Грибовка, Железный Порт, Скадовск.
Общая концепция отеля
В этот пример бизнес-плана мы включили наиболее популярные среди туристов форматы объектов гостеприимства:
- традиционные отели: отдых для пар и корпорантов;
- хостелы: бюджетный отдых для студентов или на длительное время;
- гостиничные комплексы: для семейного отдыха с детьми или большими компаниями, с широким спектром услуг;
- капсульные отели: бюджетные гостиницы с качественным ремонтом;
- мотели: бюджетные объекты, расположенные рядом с дорогой или большой автозаправкой (пока только выходят на рынок гостеприимства в нашей стране, но уже очень популярны в странах ЕС).
Основные требования к локации:
- близкое расположение от аэропортов, железнодорожных и автовокзалов,
- удобная транспортная развязка,
- наличие необходимой инфраструктуры – кафе, ресторанов, торговых и развлекательных центров;
- наличие собственной автостоянки;
- возможность перепланировки или экстерьерных работ;
- здание не должно являться объектом культурного или исторического наследия.
Оптимальный вариант здания для размещения гостиницы – это отдельно стоящий объект, оснащенный автомобильной стоянкой и благоустроенной территорией. Именно такой объект сейчас компания Ribas Hotels Group cтроит в Буковеле — Ribas Bukovel.
Планировка площадей объекта традиционно состоит из:
- номерного фонда;
- транзитных зон;
- технических помещений;
- лифтов для персонала и гостей;
- лестниц для персонала и гостей.
Если здание уже возведено, обсуждаются и вносятся в бизнес-план отеля необходимые перепланировки.
В зависимости от концепции объекта и его территориального размещения может возникнуть необходимость добавить некоторые дополнительные функциональные единицы. Например: коворкинги, рестораны или банкетные залы.
Нелишним было бы добавить, что современные отели учитывают рекомендации авторитетных источников и вносят коррективы даже в планировки своих помещений.
В недавнем отчете крупнейшей в мире интегрированной маркетинговой компании, которая специализируется на туризме, путешествиях и гостеприимстве, — MMGY Global — сказано, что портреты туристов меняются с каждым годом. И турист 2015 года кардинально отличается от путешественника последних двух лет. Одна из самых больших и что немаловажно платежеспособных аудиторий — люди от 25 до 35 лет (поколение Y) - желает ездить на отдых или познавать другие страны семьей, а не парами или в одиночку.
Для отелей, которые хотят понравиться подобной аудитории, это несет кое-какие изменения:
- расширенные номера, в которых удобно разместиться с детьми или совмещенные номера, куда можно поселить родителей;
- расширенное меню;
- завтрак в номер;
- дополнительные услуги: бассейн, электромобили, развлечения;
- таблички «не беспокоить, спит ребенок» и др. frendly-детали.
Такие коррективы лучше сразу внести в бизнес-план, так как любые изменения в проект на любой из стадий — проектирования, строительства — может повлечь за собой дополнительные финансовые вложения.
Важно! Архитектурный эскиз следует заказывать у бюро или компаний, имеющих богатый опыт в проектировании объектов HoReCa: отелей или ресторанов различных форматов. Это обусловлено тем, что объект гостеприимства или общественного питания функционирует совершенно по другим принципам и стандартам, чем любая другая недвижимость. В длинный перечень отличий входит отдельная логистика гостей и персонала, удаленность между жилыми номерами и зоной питания и развлечений и др.
Более детальную информацию о разработке концепции и бизнес-планированию отелей можно найти по ссылке - https://ribashotelsgroup.ua/ru/hotel-business-plan/
Объемы инвестиций
— Размер инвестиционного вложения для отдельно взятого проекта рассчитывается на стадии создания общей сметы, — говорит руководитель отдела развития компании, Мария Турикова. — Нет каких-то общих цифр или универсальных лекал по расчету объекта гостеприимства в Украине. Поэтому мы применяем весь свой опыт в гостиничной сфере и учитываем многие факторы, связанные с объектом: место размещения, приближенность к курортам или бизнес-центрам, пассажиропотоки, конкурентная доля на рынке и многое другое. А затем расписываем подробную финансовую модель, в которую входит:
- покупка участка;
- строительство;
- благоустройство территории;
- оснащение номерного фонда;
- оснащение ресторана (если таковой предусмотрен);
- первый транш для начальных работ.
Разумеется, самой емкой статьей расходов является строительство — около 55-57% от общей стоимости. На втором месте — покупка участка. В случае, если участок уже есть (а так часто бывает в наших реалиях: когда сначала покупают землю в какой-либо рекреационной зоне, а затем решают на ней строить объект), эти расходы не планируются.
Важно! По данным World travel and tourism council по состоянию на конец прошлого года сектор путешествий уже девятый год подряд демонстрирует рост. В прошлом году специалисты обнародовали цифру - 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отметим также, что данный сектор обогнал темпы мировой экономики на 2,5%. Следовательно, туристическая область экономики является надежным полем для инвестиционной деятельности. Что касается Украины, то заинтересованность инвесторов турсектора сосредоточена на нескольких регионах: столичном, львовском и южном направлении. В прошлом году пассажиропотоки столицы увеличились на 59,2%. Некоторый процент из этой цифры составляют транзитные путешественники. Однако факт того, что Киев, Одесса и Львов становятся привлекательными для туристической и бизнес-аудитории — неоспорим на языке цифр.
Персонал гостиницы
В зависимости от формата объекта гостеприимства нанимают персонал.
По рекомендациям Всемирной туристической организации количество работников варьируется по такой схеме:
- минимальный штат сотрудников — 4 человека;
- 3* отель — от 8 сотрудников;
- 4* отель — от 12 человек;
- 5* отель — от 20 специалистов.
Продвижение и маркетинг отеля
Эту статью расходов редко вписывают в контент-план. А если и вписывают, то уделяют наименьшее внимание. Хотя работу по продвижению будущего объекта необходимо начинать за шесть месяцев до его фактического запуска.
Итак, в раздел «Маркетинг и продвижение» бизнес-плана отеля следует включить такие пункты:
- создание фирменного стиля и ключевых атрибутов бренда;
- сайт;
- реклама на наружных носителях: билборды, журналы и т.д;
- размещение на онлайн-площадках бронирования: booking, tripadvisor, hotel 24 и др;
- сотрудничество с туроператорами;
- реклама онлайн: smm, на форумах, контекстная реклама;
- скидки и акции
Детальную информацию об организации служба маркетинга и продаж в гостинице можно найти на странице - https://ribashotelsgroup.ua/ru/hotel-promotion/
.
Профессионально составленный бизнес-план гостиницы помогает добиваться высоких показателей не только в том случае, если проект находится только на старте создания. Среди кейсов управляющей компании есть примеры, когда грамотно составленный ведущими специалистами документ принес измеримые результаты всего за 12 месяцев работы. Подробнее с материалом о кейсе отеля Bossfor можно ознакомиться здесь.
Специалисты нашей компании проведут все вышеперечисленные исследования и помогут создать бизнес-план для старта вашего бизнеса.
Полезные статьи по вашей теме:
Операционное управление отелем Ribas Hotels Group. Подробнее по ссылке.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить актуальные статьи по теме гостеприимства!