Автор: Андрей Маренчук, исполнительный директор Ribas Hotels Group
В рамках полномасштабной войны в стране сервисный бизнес понес огромный ущерб. Особенно в ее начале люди были заинтересованы только в сохранении своей жизни. Сейчас паника несколько спала, и в некоторых регионах бизнес начал возобновление. Однако стратегия управления, которая работала до 24 февраля, пока недействительна. Для многих компаний наиболее эффективным и доступным способом ее обновления является оптимизация бизнес-процессов.
Андрей Маренчук, исполнительный директор Ribas Hotels Group
Главные вызовы, стоящие перед владельцами сервисного бизнеса после начала войны
- Обеспечение безопасности. Когда началась война, люди массово начали переезжать на запад страны, где было относительно безопасно (в условиях войны вся территория Украины – это об опасности). Именно это и продавали гостиницы на западе Украины. Тогда людям нужно было только питание и покой. Мы в сети Ribas Hotels в это время перешли на индивидуальные тарифы для каждого гостя, а также разработали помесячные предложения.
- Нехватка гостей. В начале полномасштабной войны было непонятно зачем сейчас людям путешествовать или ходить в рестораны. Например, в Одессе сервисный бизнес сейчас работает, но гостей гораздо меньше, чем до войны. Если тогда в город приезжали сотни тысяч человек, то сейчас 10% от прошлогоднего потока.
- Сохранение команды. Что хуже всего для гостиниц и ресторанов – в таких условиях невозможно что-то спрогнозировать. В это время мы определились, что там, где есть возможность относительно безопасно работать, нужно продолжать работу. И, прежде всего, из-за сохранения команды и ее поддержки.
На фото: отель WOL.121 (Одесса)
Как оптимизировать основные процессы в компании во время войны?
- Разработать различные планы работы. Если раньше у вас был один план, то сейчас необходимо разработать четыре: оптимистичный, пессимистичный, реалистичный и ваши действия на случай худшей ситуации. Соответственно, нужно рассчитать затраты при разном уровне загрузки. Также необходимо вести ежедневный контроль и анализировать расходы и доходы предприятия.
- Быть откровенным с командой и предложить обновленную систему работы. Надо организовать работу так, чтобы ваши затраты зависели от загрузки. Как вариант – договориться с персоналом выплачивать ему заработную плату за количество проделанной работы. К примеру, в гостиницах горничным оплачивать количество убранных номеров в день; так же и официантам в ресторане – почасово или посменно. Необходимо откровенно обсудить с командой, что в рамках военного положения вы открываетесь, не зная, что будет завтра. Сказать, что есть возможность сегодня поработать, но дать понять, что вы не можете гарантировать постоянные выплаты, как было раньше. Поэтому в наших отелях на данный момент управляющие с вечера планируют количество сотрудников на следующий день. Они анализируют загрузку и понимают, какой персонал нужен будет завтра.
На фото: отель WOL.121 (Одесса)
- Не ограничивать количество сотрудников. Это вопрос сервиса. Сейчас гости готовы получить меньше услуг, однако при неизменном качестве. К примеру, есть некоторые трехзвездочные отели, в которых во время военного положения ресепшн работает только к 23:00. Однако, когда начинается комендантский час, в заведении остается охранник, выполняющий определенные функции администратора.
- Уменьшить количество услуг. Например, если в пятизвездочном отеле в стоимость номера включены услуги SPA, то можно предложить гостям не использовать этот сервис и изменить тарифы. Или если это городская гостиница и сейчас людям не нужен в постоянном объеме SPA-центр, то можно ограничить время его работы. Что касается решения для ресторанов – оптимизировать меню. В настоящее время некоторые заведения в два или три раза сокращают количество позиций только для того, чтобы ограничить складские расходы и количество персонала, нужное для приготовления этих блюд. То есть следует и дальше кормить гостей, предоставлять им сервис, но в ограниченном варианте.
На фото: отель WOL.121 (Одесса)
- Усиление корпоративного направления (для гостиниц). Сейчас многие международные организации переселяются в Украину для помощи. Также есть бизнес, который переезжает в более безопасные регионы. Все они ищут жилье. Вы можете договориться с ними по специальным тарифам и иметь постоянных гостей и стабильную загрузку. К примеру, сейчас у нас продолжаются переговоры с IT-компанией, желающей полностью арендовать отель Ribas Rooms Odesa (бывший Bossfor by Ribas), но она предлагает за один номер 8000 гривен в месяц. Если бы к нам обратились с таким предложением в прошлом году, это было бы очень невыгодно. Однако, учитывая ситуацию, нужно быть более гибкими.
- Не забывать о маркетинге. Маркетинговый бюджет – это то, что во время кризиса точно нельзя уменьшать. Хотя о его сокращении в трудные времена для бизнеса думают 99% отельеров и рестораторов. Следует понимать, что он напрямую влияет на ваш доход. К примеру, сейчас особенно актуален ситуативный маркетинг. И в Украине множество кейсов компаний, которые увеличили узнаваемость бренда благодаря своевременному и качественному реагированию на определенное событие.
На фото: отель WOL.121 (Одесса)
Чего сейчас ни в коем случае нельзя делать – так это ставить бизнес на паузу и ждать лучших времен. В целом ждать определенного события – неэффективно в современных реалиях, где трудно что-то спрогнозировать. Поэтому необходимо искать новые подходы к оптимизации процессов и продолжать работать, платить налоги и развивать украинский бизнес.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы следить за рынком гостеприимства!