Классификация отелей – это отведение им определенного ранга в зависимости от наличия определенных удобств для гостей. Как правило, такая система дает возможность оценить статус гостиницы туристами перед заездом и формировать ожидания.
Классификация звезд отелей является самым популярным способом категоризации гостиниц. Однако и она имеет свою специфику. Поскольку до сих пор нет единой классификации отелей в мире, каждая страна указывает свои требования к категории гостиниц.
Однако попытки создания общей системы были. Так, в 2009 году было создано Hotelstars Union. Данное соглашение повышает репутацию и качество гостиничной индустрии, обеспечивая прозрачность и безопасность для гостей и тем самым поощряя гостиничный маркетинг.
В этой статье мы разберем систему присвоения звезд украинским объектам согласно Национальному стандарту Украины и сравним его требования с правилами системы Hotelstars Union.
Гостиница категории 1* в Украине предлагает невысокий уровень комфорта. Как правило, такие отели расположены в не примечательных местах. Объекты данной категории зачастую небольшие и располагают не более чем 10 номерами. Питание в таких гостиницах не предусматривается, а удобства могут быть на этаже. Однако объекты должны располагать:
- паркоместами (не менее 10% от численности номерного фонда);
- раздельными входами для постояльцев и работников гостиницы;
- лифтом (в трехэтажных и более отелях);
- зоной рецепции площадью не менее 10 м2 (с номерным фондом до 50 комнат). Дополнительной площадью 0,2 м2 на каждый следующий номер после 50;
- 60% одноместного и двухместного номерного фонда;
- ковровым покрытием в номере или прикроватными ковриками;
- номерным фондом из одноместных комнат площадью 8 м2, двухместных – 10 м2, трехместных – 14 м2, четырехместных – 16 м2;
- постельным бельем;
- санузлом (не меньше чем в четверти от номерного фонда и на всех этажах отеля);
- наличием шкафа для хранения предметов верхней одежды;
- ковриком в ванной комнате;
- тумбой возле каждой кровати;
- наличием стульев или кресел (от двух на номер);
- телевизором по надобности постояльца;
- обеденным столом.
Система Hotelstars Union от таких отелей требует:
- наличие во всех номерах душа или ванной и туалета;
- ежедневную уборку комнат;
- телевидение во всех номерах;
- наличие стола и стула;
- присутствие мыла или геля для душа;
- наличие банных полотенец;
- присутствие стойки ресепшн;
- общедоступный телефон для гостей;
- возможность завтрака;
- выбор напитков;
- возможность депозита.
(гостиница «Лайм», Киев)
Гостиница 2* – это туристический класс. Зачастую там располагаются туристы, которые путешествуют по недорогим экскурсионным маршрутам. В соответствии с европейскими и американскими стандартами, в номере такого отеля должен быть санузел и телевизор. Иногда ресторан в гостинице находится в холле одного из этажей и предлагает континентальный завтрак. В Украине, кроме вышеперечисленных пунктов, отель должен также располагать:
- заведением питания (для объектов на 50 номеров и более);
- автостоянкой возле отеля или не более чем в 400 метрах от него;
- зоной рецепции площадью не менее 20 м2 (с номерным фондом до 50 комнат). Дополнительной площадью 0,3 м2 на каждый следующий номер после 50;
- номерами с несколькими комнатами или возможностью объединения однокомнатных в случае необходимости;
- наличием санузлов в 50% номерного фонда;
- однокомнатными и двухкомнатными номерами в более чем половине фонда;
- номерным фондом из одноместных комнат площадью 9 м2, двухместных – 12 м2, трехместных – 16 м2, четырехместных – 18 м2.
Требования Hotelstars Union для таких отелей:
- завтрак в виде шведского стола;
- наличие лампы для чтения рядом с кроватью;
- доступ в интернет в номере или в общественной зоне;
- возможность оплаты услуг картой;
- наличие геля для душа в ванной комнате;
- льняные полки в номере;
- предложение гигиенических товаров (например, зубная щетка, зубная паста, бритвенный набор).
(гостиница «Александрия», Киев)
Гостиницу 3* можно отнести к более высокой категории и самой распространенной. Тут уже речь идет об удобствах в номере, наличии мыла, шампуня и иногда фена. В некоторых таких гостиницах есть мини-бар и кондиционер. Кроме всего перечисленного ранее, в Украине она непременно должна располагать:
- паркоместами или гаражом (20% мест от количества номеров);
- отдельным служебным входом;
- баром или рестораном на территории, где количество мест не менее чем 75% от номерного фонда гостиницы;
- санузлом во всех номерах;
- номерным фондом из одноместных комнат площадью 10 м2 и двухместных – 14 м2 (без учета санузла, коридора, балкона);
- сейфом для гостей в зоне приема;
- рецепцией с минимальной площадью 20 м2 (с номерным фондом до 50 комнат). Дополнительной площадью 0,5 м2 на каждый следующий номер после 50;
- парикмахерской;
- телевизором и телефоном во всех номерах.
Hotelstars Union стандарты для таких гостиниц:
- стойка регистрации должна быть открыта 14 часов, доступна по телефону круглосуточно. Там должен работать двуязычный персонал;
- комната для отдыха возле ресепшена, доставка багажа к номеру по запросу;
- наличие фена, очищающих салфеток;
- услуга доставки напитков в номер;
- зеркало и полка для чемодана в комнате;
- наличие телефона в номере;
- швейный набор, принадлежности для чистки обуви, услуги прачечной и глажки в отеле;
- предоставление дополнительной подушки и одеяла по запросу;
- наличие системы управления жалобами.
(гостиница «Турист», Киев)
Гостиницы 4* считаются объектами с высоким уровнем сервиса. Отели этого класса ориентированы на людей со средним достатком. Они предусматривают хорошее месторасположение: в центральной локации города или на первой линии пляжа. Кроме вышеуказанного перечня, в Украине они должны располагать:
- зоной рецепции площадью не менее 30 м2 (с номерным фондом до 50 комнат). Дополнительной площадью 0,8 м2 на каждый следующий номер после 50;
- отдельным помещением для питания персонала;
- наличием не менее чем одного лифта на каждые 60 номеров;
- услугами сауны;
- косметологическими процедурами;
- заведением питания, рассчитанным на несколько залов;
- двухместными комнатами площадью 15 м2, одноместными – 12 м2 (без учета санузла, коридора, балкона);
- ванной;
- ковром в комнатах;
- двумя креслами или диваном в номерах;
- мини-баром, чайником, стаканами;
- феном в номере;
- кофейным столиком;
- рабочим столом и стулом.
Требования Hotelstars Union для отелей такого типа:
- стойка регистрации должна быть открыта 16 часов, а также доступна по телефону круглосуточно;
- лобби с местами для сидения и баром;
- завтрак в виде шведского стола или по меню с доставкой в номер;
- наличие мягкого стула или дивана со столиком;
- мини-бар или 16-часовой сервис доставки напитков;
- халат и тапочки по запросу;
- наличие косметических продуктов в номере (например, шапочка для душа, пилка для ногтей, ватные палочки), зеркала, отопления в ванной комнате.
Примером такой гостиницы в Украине является Wall Street Hotel. Отель находится в центре Одессы, возле Дерибасовской. Он входит в топ-3 лучших гостиниц города и находится в управлении Ribas Hotel Group.
(гостиница Wall Street Hotel, Одесса)
Гостиницы 5* предоставляют широкий спектр услуг. Пятизвездочные отели, которые соответствуют категории, напоминают небольшой городок со всей необходимой инфраструктурой. В Украине такие объекты должны располагать:
- охраняемым паркингом или гаражом с основными видами технического обслуживания автомобилей (не менее чем 25% машиномест от количества номеров);
- отдельным баром в зоне приема гостей;
- зоной рецепции площадью не менее 50 м2 (с номерным фондом до 50 комнат). Дополнительной площадью 1 м2 на каждый следующий номер после 50;
- бассейном;
- здравпунктом;
- ночным клубом;
- двухместными комнатами площадью минимум 16 м2, одноместными – от 14 м2 (без учета площади санузла, коридора, балкона);
- подогревом пола в ванной;
- полной звукоизоляцией стен, дверей, окон в комнатах;
- мини-сейфом во всех номерах.
Требования Hotelstars Union для таких гостиниц:
- стойка регистрации должна работать круглосуточно, многоязычный персонал;
- услуги парковщика;
- консьерж, паж;
- просторный зал в зоне рецепции на несколько мест и раздача напитков;
- приветствие для гостя цветами или подарком в номере;
- средства личной гигиены во флаконах;
- ПК в номере по запросу;
- сейф в комнате;
- услуги глажки (возврат в течении 1 часа), чистки обуви;
- мини-бар в номере, а также доставка в комнату еды и напитков круглосуточно;
- вечерняя подготовка постели ко сну;
- неразглашение личной информации о гостях.
(гостиница NEMO Hotel Resort & SPA, Одесса)
В связи с тем, что единой классификации отелей не существует, вышеперечисленные правила актуальны не везде. К примеру, американские трехзвездочные гостиницы близки к четырехзвездочным в Европе. А в трехзвездочных отелях в Азии, в свою очередь, наличие мини-бара, телевизора и холодильника в номере не является обязательным. Тут работает не закономерность, а конъюнктура спроса. Поэтому зачастую стоимость номера в гостиницах различных категорий может совпадать, или наоборот – цены могут отличаться даже в отелях одного класса.
Следует отметить, что все объекты подвергаются проверке, которая подтверждает или опровергает факт соблюдения требований касательно их классификации. На сегодняшний день этот вопрос стоит особо остро, поскольку после принятия Закона Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» данный процесс является обязательным.
Как правило, процедура классификации проходит в несколько этапов и в результате гостиница получает акт, в котором прописывается к какой категории ее можно отнести. После этого документация рассматривается аккредитованной комиссией, которая в дальнейшем выдает свидетельство с категорией объекта. Этот процесс является достаточно трудоемким, поэтому лучше обращаться к специалистам, которые будут гарантировать Вам профессиональный подход к сертификации Вашего отеля.
Детальнее о Гостиничном консалтинге от Ribas Hotels Group. Подробнее по ссылке.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы узнавать самые интересные факты о гостиничном рынке Украины.